Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Андрей Макаров: В бюджете следует сократить неэффективные расходы и издержки

makarov_plenary.jpg
Сегодня, 17 июня, Государственная Дума рассматривает в первом чтении поправки в федеральный бюджет на 2015 год, которые предполагают перераспределение бюджетных средств. Выступая с докладом, председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил:

- Не буду тратить время, повторять то, что сказал Антон Германович (прим. ред. - Силуанов) и то, что сказала Татьяна Алексеевна (прим. ред. - Голикова). Кстати, хочу сказать, что это тот случай, когда я полностью согласен и с Антоном Германовичем, и с Татьяной Алексеевной. Все сказано абсолютно правильно.

И, на самом деле, я хотел бы обратить внимание на то, что закон о бюджете, который мы сегодня рассматриваем, носит, в общем-то, проходящий характер, распределение незначительных сумм. Никаких дополнительных доходов. Ни у кого ничего вроде бы и не отнимаем. Всё нормально.

Но, на самом деле, это абсолютно знаковый закон, потому что он первый с того момента, как мы с вами приняли решение, что Правительство не может бюджетной росписью перераспределять средства и должно представить их в парламент. Это даёт нам возможность не только принять решение о выделении этих средств, но и проверить, насколько эффективно они тратятся. И, строго говоря, со всеми замечаниями Счётной палаты, а они гораздо более подробно изложены в заключении Счётной палаты, мы согласны.

Скажем, на космодром «Восточный» - ещё 20 млрд рублей. Мы понимаем, что потом будем восстанавливать средства. И получается, что один раз мы выделяли средства, которые благополучно украли, сейчас мы выделяем второй раз деньги, потом будем выделять третий раз деньги, одно и то же мы оплатим трижды. Это не имеет отношения к этим поправкам, их надо принимать, потому что есть задача, поставленная Президентом: до конца года космодром должен иметь возможность запускать ракеты в космос. Задачу надо решать, деньги надо выделять, никто не спорит. А вот проверить и наказать виновных, кто украл средства, я думаю, что эта задача, хотя и не относится к закону о бюджете, но не менее важная.

Другой вопрос, скажем, это вопрос 30 млрд рублей на лизинг наших отечественных самолётов. Слава богу, наконец-то, создали машину, на которой можно летать. Но, кстати, в поручении Президента сказано: выделять на лизинг по 3 млрд рублей в год. Зачем сейчас 30 млрд рублей сразу? Опять будут где-то в банках лежать, крутиться? Надо, чтобы Счётная палата это проконтролировала. Давайте поймём: почему требуются вот именно так - 30 млрд рублей. Может быть, это абсолютно правильное и обоснованное решение, но ко второму чтению его тоже надо посмотреть.

Опять же остаётся какой-то привкус. Вы знаете, сначала мы даём средства для того, чтобы что-то в стране кто-то построил, потом мы начинаем выделять средства на то, чтобы это кто-то купил. Может быть, как-то иначе подумать и выстраивать нашу экономику?

И вот здесь мы подходим к вопросам, которые гораздо важнее, чем те непосредственные вопросы, которые ставит Правительство. Закон надо поддержать. И комитет по бюджету согласен с выводами Счётной палаты, надо принимать в первом чтении, дорабатывать во втором. Всё то, что здесь надо, объективно надо выделять. Проблем здесь нет.

Но давайте поговорим о том, что нам надо сделать.

Вот неслучайно Татьяна Алексеевна сказала о том, что цифра профицита консолидированных бюджетов регионов - это цифра выдуманная. На самом деле, никакого профицита региональных бюджетов не существует. Нам говорят о дефиците федерального бюджета, о профиците региональных. На самом деле всё наоборот. Ведь дефицит федерального бюджета, мы прекрасно понимаем, как он создавался, когда загнали в уставники в январе месяце всё то, что идёт, где эти средства лежат в банках, дают проценты, на которые кто-то живёт. Это что, эффективное расходование средств? ГПВ проплатили практически на 100% в январе месяце. Где эти средства? Точно так же они не могут быть использованы сразу, но мы загнали их в январе месяце и создали искусственный дефицит федерального бюджета.

Коллеги, говорить о том, что эти средства израсходованы эффективно, на мой взгляд, в принципе, некорректно. А вот у регионов действительно проблемы, которые нам надо решать.

И поэтому во втором чтении - мы не будем это делать в законе, мы не можем менять параметры бюджета,- но мы должны поставить вопрос о том, что те дешёвые бюджетные кредиты (это огромное достижение на самом деле, которое вместе с Министерством финансов, с Правительством мы добились, спасибо Антону Германовичу, который тогда поддержал нас в этом вопросе), но сегодня эти кредиты просто недоступны многим регионам. И неслучайно из этих средств меньше трети поступило в регионы. Что, опять они поступят в декабре, когда регионы не смогут их использовать?

Давайте в постановлении Государственной Думы напишем, что нам необходимо пересмотреть условия получения кредитов регионами. К сожалению, мы сталкиваемся с проблемами, которые не решаются. Парламент должен к этому подключаться.

Следующий вопрос - консолидированная группа налогоплательщиков. Правительство говорило нам: будут выпадающие доходы регионов, мы будем компенсировать из федерального бюджета. Мы уже не компенсировали в 2014 году, у нас ни одной копейки не заложено в 2015-м. Обратите внимание, в 2013 году выпадающие только по разнице, я говорю не общие выпадающие, а разницу между дополнительными, что получили и теми, что упали, были 24 млрд. В 2014-м уже почти 70 млрд.

Простите, кто даст регионам? Говорят, а в федеральном бюджете на это денег нет. А у региональных бюджетов на это средства есть? Давайте поставим этот вопрос в постановлении. Не сейчас в первом чтении, а ко второму, когда мы посмотрим проблему в комплексе. И на самом деле эти вопросы, я подчеркиваю, ко второму чтению мы, безусловно, отработаем.

Единственное, Антон Германович (Силуанов – ред.), на что хотел бы обратить внимание, это очень важно, как мне кажется. Вы сказали абсолютно справедливую мысль, я готов под ней подписаться, что наша цель - сохранить резервы. Тяжелый год, тяжелая ситуация. Санкции вводили не для того, чтобы их отменять. Нам придется работать в тяжелых условиях. Абсолютно согласен. Я думаю, что с этим согласно большинство сидящих в Думе.

Но вы знаете, какая мысль приходит в голову? Вот помните, наши бабушки откладывали средства на похороны? И старались эти средства никогда не трогать, на похороны главное, чтобы осталось. Здесь нет никаких прямых аналогий, конечно, их не может быть. Но спад экономики такой, и вы об этом говорите, а Татьяна Алексеевна абсолютно права, что спад экономики может быть даже больше, чем тот, о котором говорите вы.

А что стоит заявление министра экономики несколько дней тому назад, что для того, чтобы выйти на нормальный уровень развития страны нам понадобится 50 лет. Вы готовы предложить нашему обществу подождать 50 лет? Мы не готовы. Вот это принципиальный подход.

Поэтому, сохранение резервов - очень важное условие, но, безусловно, недостаточное. Я понимаю, что это не цель данного закона, но нам с вами предстоит, вернуться (и в постановлении Думы мы хотим это обозначить, комитет будет это предлагать) к тем задачам, которые поставил Президент. Президент тоже говорит о бережном отношении к резервам, но он ставит задачи по развитию страны, и мы хотим увидеть, как решаются эти задачи, а не только сохранение резервов.

И в этом плане мы будем настаивать на том, что никакой секвестр бюджета, когда сокращается всё независимо от того, что это такое, недопустим. Сокращаться в соответствии с Посланием Президента Федеральному Собранию должны неэффективные расходы и издержки. И вот тут Государственная Дума готова помочь, мы вам покажем и издержки, и неэффективные расходы. А Счётная палата может в принципе вам на эту тему целую диссертацию дать.

Уважаемые коллеги, на этом можно было бы закончить, но я бы хотел обратить внимание на следующее. На сегодняшний день нам с вами предстоят, я просил бы обратить внимание представителей всех фракций, 23-го числа в соответствии с тем постановлением, которое Государственная Дума принимала при принятии бюджета, парламентские слушания по эффективности бюджетных расходов в отсутствие средств. Когда средств действительно не хватает, эффективность расходов должна лечь во главу угла, это должно стать главным вопросом.

Очень благодарен, Антон Германович, что вы согласились в этом участвовать. 23-го числа в этом зале Сергей Евгеньевич Нарышкин будет проводить парламентские слушания именно по эффективности бюджетных расходов. Антона Германовича послушаем, Татьяну Алексеевну послушаем. Мы приглашаем всех депутатов от всех фракций принять участие в этих парламентских слушаниях. Мне кажется, очень важно сегодня, чтобы парламент высказал по этому поводу свою точку зрения. Там мы сможем обсудить и остальные вопросы, которые, безусловно, к предмету данного закона не относятся.

Возвращаюсь к решению комитета по бюджету. Мы предлагаем поддержать данный закон в первом чтении. Ещё раз говорю: с учётом тех замечаний, которые сделала Счётная палата. Это всё технические вещи. Но вот то постановление, которое Государственной Думе предстоит принять, очень важное

Мне хотелось бы обратить внимание на то, что неслучайно сегодня на Думе стоят одновременно три закона: закон о внесении изменений в бюджет - это результат нашей работы, и законы о парламентском контроле и поправки в Бюджетный кодекс. Это важнейшие вопросы возвращения парламенту его полномочий. И эти вопросы нам предстоит решить. За нас их никто не решит.