Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, упрощающих судопроизводство

Госдума на пленарном заседании в среду, 13 июня приняла в первом чтении пакет законопроектов о реформе процессуального законодательства. Инициативы были внесены Верховным судом РФ. 


Председатель комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») в ходе заседания уточнил, что в настоящее время в комитете на рассмотрении находятся более 15 законопроектов, посвященных вопросам модернизации судопроизводства. «В прессе нынешний этап модернизации судопроизводства сводится к тому, где и какие суды будут находиться, - заметил он. – Это тоже не маловажно, но главный вопрос – процедурный».   

Базовый законопроект вносит поправки в Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы и Кодекс административного судопроизводства РФ. Согласно проекту, судьи арбитражных судов освобождаются от обязанности составлять мотивированные решения по большинству дел. Это связано с повышенной нагрузкой на судей. 

«Действительно, во многих регионах нашей страны, особенно в Москве, Московской области, количество дел, которое рассматривается судьями, достигает порядка 200-300 дел в месяц, зачастую в день проводится по 50 заседаний, - отметил, выступая от фракции Первый заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Виктор Пинский. - С такой нагрузкой о качественном правосудии говорить сложно, особенно это касается судей, которые назначены недавно».

При этом он обратил внимание на то, что снижение нагрузки на судей не должно быть первостепенной задачей. Главное – это право наших граждан на получение качественного правосудия, на грамотную судебную защиту.

Из положительных моментов парламентарий выделил возможность обжалования определения суда первой инстанции. «Апелляционная жалоба будет рассматриваться одним судьей, естественно, это снизит нагрузку на судей. Выдаваться исполнительные листы будут только по ходатайству взыскателя, кроме взысканий в пользу бюджета, что также позволит оптимизировать нагрузку судей. По содержанию судебных актов судов разных инстанций предлагается дополнить требование об указании в них номера дела, административного дела, присвоенного судом первой инстанции», - уточнил депутат.

Пинский подчеркнул, что к революционным идеям в судопроизводстве надо подходить очень осторожно. «Например, закрепление общего правила о том, чтобы не указывать мотивировочную часть в решении суда, причем во всех судебных инстанциях. Такой шаг может нарушить права наших граждан, которые должны рассчитывать на получение решения, в котором будут изложены подробные выводы, к которым суд пришел на основании оценки представленных к делу доказательств», - сказал он.

Проектом предусматривается, что судебные акты в полном объеме будут формироваться по желанию участников процесса, в случае подачи апелляционной жалобы - по инициативе суда. При этом остается отдельная категория судебных дел, по которым составление мотивировочной части всегда будет обязательным. К таким, в частности, относятся дела, связанные с защитой прав детей, пенсионных прав, банкротные дела и дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам. 

Кроме того, предлагается исключить термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Одновременно с этим предлагается установить правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой. 

«Понятие подсудности необходимо отличать от подведомственности, - пояснил Крашенинников. - Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел. Нормы же о подведомственности разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третейских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права».

Проектом закона также предлагается установить, что, помимо адвокатов, представителями в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование. В настоящее время такое правило действует в отношении административных дел (КАС РФ).

«Однако необходимо учесть ко второму чтению исключения из этого правила для представителей в силу закона (а это не только законные представители): например, для представителей профсоюзов по трудовым спорам, арбитражных управляющих, патентных поверенных и других», - подчеркнул Крашенинников.

Подводя итог дискуссии, глава комитета по законодательству отметил, что многие положения пакета являются важным шагом в реформировании и модернизации судопроизводства, в унификации процессуальных кодексов. «Однако некоторые предложенные способы и меры оптимизации деятельности судебных органов и снижения нагрузки могут привести к снижению качества правосудия и ограничению реализации прав сторон в процессе. Поэтому дискуссии будут продолжаться и, конечно, будет большое количество поправок. Поддерживая концепцию законопроекта, рекомендуется существенно доработать его ко второму чтению», - сказал Крашенинников.

Также необходимо синхронизировать этот законопроект с другими проектами законов, которые находятся на рассмотрении в комитете, считает Крашенинников, в том числе, с Президентским проектом по аудиопротоколированию, проектом Верховного Суда по примирительным процедурам, Правительственным проектом по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, и т.д.