Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Наталья Костенко предложила разработать федеральную программу развития детских лагерей

Наталья Костенко предложила разработать федеральную программу развития детских лагерей

По инициативе депутата Госдумы от Краснодарского края, члена фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Натальи Костенко прошло совещание с участием руководителей детских лагерей, органов власти и экспертов отрасли из 20 регионов страны, посвященное итогам летней оздоровительной кампании 2020 года. Как стало понятно из обсуждения, пандемия поставила подавляющее большинство детских лагерей на грань банкротства и под угрозу оздоровительную кампанию следующего года. В результате Правительству предложили разработать федеральную программу развития детских лагерей, а сейчас ввести ряд мер поддержки отрасли.

Больше всего пострадали лагеря Краснодарского края, которые ориентированы на прием детей из других территорий страны. Как рассказали руководители краснодарских детских оздоровительных организаций, в феврале - марте они потратили средства от поступивших предоплат по госконтрактам и полученные за продажу путевок частным компаниям и гражданам на подготовку к сезону. С марта по июнь они тщательно выполняли требования Росприроднадзора, изыскивая и тратя на это дополнительные средства. Но о том, что сезона не будет в связи с запретом перевозки детей по стране, узнали лишь в конце июня. В результате на сегодняшний день у многих скопились долги (в размере 35-45 млн рублей) за невыполненные контракты и невозвращенные путевки (либо кредиты, которые они взяли, чтобы вернуть деньги клиентам или выполнить требования Росприроднадзора), задолженности перед налоговыми органами, арендаторами (если лагерь арендуют базу) услуги ЖКХ и по зарплатам. 

Большинство детских лагерей, итак имеющих низкую рентабельность, не смогли работать по требованиям Роспотрбнадзора (50% заполняемость), понимая, что этим лишь усилят свое долговое бремя. Попытка перепрофилироваться на семейный отдых так же не увенчалась успехом в силу специфики инфраструктуры детских лагерей.

В результате заполняемость детских лагерей составил порядка 15%. В Краснодарском крае из 109 таких учреждений работало лишь 44. По оценкам администрации края детские лагеря и пансионаты края недополучили в этом году более 4,5 млрд рублей в этом сезоне. Процент оздоровившихся детей из-за ограничений Роспотребнадзора, закрытия из-за нерентабельности лагерей и запрета на перевозку детей, в этом году не превысил 20%. Например, Московская область расторгла контракты на 3 тыс. путевок - с Краснодарским краем и 4 тыс. путевок - с Крымом.

Самое главное, прокомментировала Наталья Костенко, у собственников детских оздоровительных учреждений нет понимания, как они будут готовиться к следующему сезону, поскольку денег на это нет. Те государственные контракты, исполнение которых удалось перенести на следующий год, придется выполнять по прошлогодним ценам, работая в убыток. Частные компании уже сегодня заявляют, что никаких предоплат предоставлять больше не собираются.

Федеральными мерами поддержки детские лагеря не смогли воспользоваться из-за специфики сезонной работы при большом числе временно занятых. Региональные меры поддержки (снижение налога на имущество, компенсация затрат на капремонты, субсидии на закупку оборудования необходимого для борьбы с коронавирусной инфекцией) не в состоянии решить финансовые проблемы, с которыми столкнулись организации детского отдыха.

Эксперты ОНФ, руководители детских лагерей и региональные органы власти согласились, что для эффективной помощи отрасли необходимо ввести отдельный ОКВЭД (сейчас идут под единым для всех санаторно-курортных и туристических организаций).

Кроме того, необходима разработка федеральной программы, которая помогала бы на системной основе лагерям и регионам поддерживать инфраструктуру в должном состоянии и не тратить на это деньги приобретателей путевок. Сюда же можно было бы погрузить средства грантовой поддержки для учреждений, разрабатывающих наилучшие практики детского отдыха и оздоровления.

Также было предложено разработать беспроцентный кредитный продукт для того, чтобы лагеря смогли расквитаться с накопившимися долгами и подготовиться к следующему сезону. Он должен предоставляться под условия сохранения сферы деятельности в течении трех лет и объемов оказания услуг. Или расширить действие Постановления Правительства РФ от 27.07.2019 № 968 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим мероприятия по содействию развитию дополнительного образования детей и по организации отдыха детей и их оздоровления», которое на сегодняшний день компенсирует детским лагерям часть процентов по кредитам на развитие инфраструктуры, модернизацию материально-технического оснащения, и реализацию мероприятий по кадровому обеспечению. Участники совещания предложили включить в этот перечень компенсацию кредитной ставки с учетом нужд и расходов детских лагерей, которые возникли в период пандемии. 

Также было предложено предоставить рассрочку для детских лагерей при оплате налогов. Представители Минэкономразвития, Минпросвещения и Минздрава обещали проработать высказанные предложения.

«Раз такая кризисная ситуация возникла в этой отрасли, то давайте воспользуемся ею, чтобы глубоко посмотреть на нее с точки зрения ее будущего. Думаю, ни одного человека не найдется, который скажет, что летняя оздоровительная кампания не нужна. Думаю, мало найдется людей, которые думают, что это забота регионов и муниципалитетов. Это государственная задача и решать ее нужно с использованием федеральных инструментов. Да, регионы нужно подключать и решать вопросы, которые зависят от них. Но не заставлять их решать вопросы государственной политики. В этой связи совместно мы выработали реальные предложения, которые спасут детские лагеря и оздоровительную кампанию 2021 года. Будем совместно работать для их скорейшей реализации», - подытожила Наталья Костенко.