Наталья Костенко предложила разработать федеральную программу развития детских лагерей
По инициативе депутата Госдумы от Краснодарского края, члена фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Натальи Костенко прошло совещание с участием руководителей детских лагерей, органов власти и экспертов отрасли из 20 регионов страны, посвященное итогам летней оздоровительной кампании 2020 года. Как стало понятно из обсуждения, пандемия поставила подавляющее большинство детских лагерей на грань банкротства и под угрозу оздоровительную кампанию следующего года. В результате Правительству предложили разработать федеральную программу развития детских лагерей, а сейчас ввести ряд мер поддержки отрасли.
Больше всего пострадали лагеря Краснодарского края, которые ориентированы на прием детей из других территорий страны. Как рассказали руководители краснодарских детских оздоровительных организаций, в феврале - марте они потратили средства от поступивших предоплат по госконтрактам и полученные за продажу путевок частным компаниям и гражданам на подготовку к сезону. С марта по июнь они тщательно выполняли требования Росприроднадзора, изыскивая и тратя на это дополнительные средства. Но о том, что сезона не будет в связи с запретом перевозки детей по стране, узнали лишь в конце июня. В результате на сегодняшний день у многих скопились долги (в размере 35-45 млн рублей) за невыполненные контракты и невозвращенные путевки (либо кредиты, которые они взяли, чтобы вернуть деньги клиентам или выполнить требования Росприроднадзора), задолженности перед налоговыми органами, арендаторами (если лагерь арендуют базу) услуги ЖКХ и по зарплатам.
Большинство детских лагерей, итак имеющих низкую рентабельность, не смогли работать по требованиям Роспотрбнадзора (50% заполняемость), понимая, что этим лишь усилят свое долговое бремя. Попытка перепрофилироваться на семейный отдых так же не увенчалась успехом в силу специфики инфраструктуры детских лагерей.
В результате заполняемость детских лагерей составил порядка 15%. В Краснодарском крае из 109 таких учреждений работало лишь 44. По оценкам администрации края детские лагеря и пансионаты края недополучили в этом году более 4,5 млрд рублей в этом сезоне. Процент оздоровившихся детей из-за ограничений Роспотребнадзора, закрытия из-за нерентабельности лагерей и запрета на перевозку детей, в этом году не превысил 20%. Например, Московская область расторгла контракты на 3 тыс. путевок - с Краснодарским краем и 4 тыс. путевок - с Крымом.
Самое главное, прокомментировала Наталья Костенко, у собственников детских оздоровительных учреждений нет понимания, как они будут готовиться к следующему сезону, поскольку денег на это нет. Те государственные контракты, исполнение которых удалось перенести на следующий год, придется выполнять по прошлогодним ценам, работая в убыток. Частные компании уже сегодня заявляют, что никаких предоплат предоставлять больше не собираются.
Федеральными мерами поддержки детские лагеря не смогли воспользоваться из-за специфики сезонной работы при большом числе временно занятых. Региональные меры поддержки (снижение налога на имущество, компенсация затрат на капремонты, субсидии на закупку оборудования необходимого для борьбы с коронавирусной инфекцией) не в состоянии решить финансовые проблемы, с которыми столкнулись организации детского отдыха.
Эксперты ОНФ, руководители детских лагерей и региональные органы власти согласились, что для эффективной помощи отрасли необходимо ввести отдельный ОКВЭД (сейчас идут под единым для всех санаторно-курортных и туристических организаций).
Кроме того, необходима разработка федеральной программы, которая помогала бы на системной основе лагерям и регионам поддерживать инфраструктуру в должном состоянии и не тратить на это деньги приобретателей путевок. Сюда же можно было бы погрузить средства грантовой поддержки для учреждений, разрабатывающих наилучшие практики детского отдыха и оздоровления.
Также было предложено разработать беспроцентный кредитный продукт для того, чтобы лагеря смогли расквитаться с накопившимися долгами и подготовиться к следующему сезону. Он должен предоставляться под условия сохранения сферы деятельности в течении трех лет и объемов оказания услуг. Или расширить действие Постановления Правительства РФ от 27.07.2019 № 968 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим мероприятия по содействию развитию дополнительного образования детей и по организации отдыха детей и их оздоровления», которое на сегодняшний день компенсирует детским лагерям часть процентов по кредитам на развитие инфраструктуры, модернизацию материально-технического оснащения, и реализацию мероприятий по кадровому обеспечению. Участники совещания предложили включить в этот перечень компенсацию кредитной ставки с учетом нужд и расходов детских лагерей, которые возникли в период пандемии.
Также было предложено предоставить рассрочку для детских лагерей при оплате налогов. Представители Минэкономразвития, Минпросвещения и Минздрава обещали проработать высказанные предложения.
«Раз такая кризисная ситуация возникла в этой отрасли, то давайте воспользуемся ею, чтобы глубоко посмотреть на нее с точки зрения ее будущего. Думаю, ни одного человека не найдется, который скажет, что летняя оздоровительная кампания не нужна. Думаю, мало найдется людей, которые думают, что это забота регионов и муниципалитетов. Это государственная задача и решать ее нужно с использованием федеральных инструментов. Да, регионы нужно подключать и решать вопросы, которые зависят от них. Но не заставлять их решать вопросы государственной политики. В этой связи совместно мы выработали реальные предложения, которые спасут детские лагеря и оздоровительную кампанию 2021 года. Будем совместно работать для их скорейшей реализации», - подытожила Наталья Костенко.