Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Ольга Тимофеева: Нормативно-правовая база для инклюзивного образования в целом сформирована

Ольга Тимофеева: Нормативно-правовая база для инклюзивного образования в целом сформирована
Могут ли люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья обучаться в вузах наряду со всеми студентами и как обеспечить их дальнейшее трудоустройство, помогла ли программа «Доступная среда» снять барьеры – об этом сегодня шла речь на научно-практической конференции в Северо-Кавказском федеральном университете (СКФУ) в Ставрополе. 

Участниками разговора стали представители 25 северокавказских вузов, а также полномочный представитель Президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Матовников, заместитель Председателя Государственной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Ольга Тимофеева, главы правительств северокавказских регионов, эксперты в сфере инклюзивного образования.

Как сообщил полпред Президента в СКФО Александр Матовников, в России 12 млн. инвалидов, из них 2,5 млн. человек трудоспособного возраста, и только каждый четвертый из них имеет работу. «Задача вузов в создании необходимых методов обучения, сопровождении молодых людей с инвалидностью не только в период учебы, но и при дальнейшем трудоустройстве», - считает полпред.

Вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева так оценила готовность системы образования: «Инклюзивное образование и тьютор – это новые для нас термины. На практике готовность наших вузов и школ обучать детей с особенностями здоровья еще очень низкая. Для работы с особенными детьми не хватает 28 тысяч педагогов. Только четверть школ и 16 процентов детских садов в стране имеют условия для обучения детей-инвалидов. Нет адаптированных учебников и программ. Получить диплом о высшем образовании для человека с инвалидностью – просто подвиг. Поэтому низкий поклон тем педагогам, которые действительно внедряют инклюзию, меняют подходы в образовании». 

Она обратила внимание на опыт ставропольской школы №21, где обучается более ста детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Высоко оценила успешную практику СКФУ, на базе которого уже три года функционирует ресурсный учебно-методический центр по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ. Это единственный центр на Северном Кавказе, всего в стране их 21.

По словам вице-спикера Госдумы, нормативно-правовая база для инклюзивного образования в целом сформирована. Внесены необходимые поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ», предусмотрены гарантии и право выбора. 

«У детей-инвалидов появилась альтернатива: спецшкола, дистанционное обучение или обучение в рамках общеобразовательных школ, техникумов, вузов. Чтобы все это было не только на бумаге, а на деле, надо обеспечить школы и вузы ресурсами», - подчеркнула Тимофеева.

Она также обратила внимание на проблему трудоустройства: «Молодой человек с ограниченными возможностями получил диплом. Теперь ему надо перепрыгнуть еще более высокую планку – найти работу. Да, есть квоты, есть стимулы для работодателей. На уровне федерального закона доработан механизм оказания помощи инвалидам в трудоустройстве, прописали требования к службам занятости. Но все эти механизмы пока работают плохо. Никакой существенной подвижки по трудоустройству инвалидов пока не произошло. Нам есть над чем работать дальше. Для этого нужно включиться на уровне правительств регионов», - акцентировала внимание Тимофеева.

В свою очередь губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров отметил, что за 5 лет в крае создано 1100 рабочих мест для инвалидов. «Проект «Доступная среда» - важный пласт нашей работы. Сегодня безбарьерный доступ инвалидов обеспечен на 425 объектах, в том числе библиотеках, кинотеатрах и театрах. Но я нацеливаю работу правительства на то, чтобы доступность важных объектов для инвалидов была стопроцентной», - заявил глава региона.

Ресурсный центр СКФУ по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ имеет специализированные технические средства, колл-центр, консультирует абитуриентов и сопровождает «особенных» студентов в период обучения и трудоустройства. Здесь готовят адаптированные  электронные учебники, с возможностями аудиосопровождения, изменения цвета и размера шрифта для слабовидящих и слабослышащих студентов. Партнерами ресурсного центра уже стали 25 северокавказских вузов. Сегодня центр ставит перед собой задачу включиться в региональные программы занятости населения, чтобы активнее взаимодействовать со службами занятости и заблаговременно искать работу своим «особенным» студентам. 

Сейчас в округе высшее образование получают больше 2000 таких студентов, в том числе в Ставрополе в СКФУ на разных факультетах учатся 236 молодых людей с инвалидностью. Пять лет назад их было в 2,5 раза меньше. Это можно считать первыми результатами инклюзивного образования в вузах. Участники конференции намерены предпринять меры, чтобы возможность получать образование появилась у большего числа молодых людей с особенностями здоровья. Должен расти и показатель трудоустройства: сегодня только 60 процентов получивших диплом находят работу.