Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Завальный: Мы обеспечили условия для масштабной модернизации и цифровизации электросетевого комплекса

В ходе весенней сессии комитетом ГД по энергетике было принято восемь федеральных законов – три из них касаются развития атомной отрасли, еще три – электроэнергетики, в их числе – поправки, дающие возможность направлять на модернизацию системы все средства, которые будут сэкономлены в электросетевом комплексе за счет повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности, сообщил Председатель комитета, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павел Завальный, подводя итоги сессии.

Речь идет о законопроекте, который обеспечит условия для масштабной модернизации и цифровизации электросетевого комплекса, отметил Председатель комитета. Он предусматривает переход с 1 января 2023 года к установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных цен на такие услуги со сроком действия на пять-десять лет. При этом устанавливается контроль со стороны ФАС России за соблюдением минимальных и максимальных уровней тарифов со стороны региональных органов регулирования. Также документом закрепляется правовой статус регуляторных соглашений.

«С вступлением в силу данного закона появится возможность направлять на модернизацию системы все средства, которые будут сэкономлены в электросетевом комплексе за счет повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности (а именно это даст долгосрочное и предсказуемое тарифообразование). При этом общий рост стоимости электроэнергии для конечных потребителей будет происходить по схеме «инфляция минус», - рассказал Завальный.

«Принятие закона позволит провести модернизацию и цифровизацию электросетевого комплекса, включая создание системы интеллектуального учета электроэнергии, за счет повышения внутренней эффективности самого сетевого комплекса, не перекладывая расходы на плечи конечного потребителя», - пояснил Завальный.

Бесплатный уголь и цены на газ

Также был принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», разработанный группой депутатов, в том числе, членами комитета по энергетике. Он направлен на предоставление бесплатного пайкового угля для домов с печным отоплением шахтерам, высвобожденным в связи с реструктуризацией отрасли.

Три из двадцати заседаний комитета были расширенными, с участием представителей федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, а также представителей энергетических компаний. Один из них касался запуска государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса ГИС ТЭК. По мнению Завального, ее запуск в январе следующего года позволит не только обеспечить адекватное современным вызовам качество информации о работе и прогнозов развития российского ТЭК, но и выйти на мировой рынок энергетической аналитики, на котором сегодня Россия не представлена.

В апреле комитет вынужден был внепланово обратиться к теме ценообразования поставок сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытовых нужд населения. В связи с отменой с 1 января 2019г. регулирования оптовых цен на СУГ соответствующим постановлением Правительства РФ в регионах стали возникать проблемы с компенсацией выпадающих доходов и перебои с поставками СУГ населению. Представители субъектов Федерации обратились в комитет по энергетике с просьбой рассмотреть возможность субсидирования возникающих расходов из федерального бюджета, возврата регулирования оптовых цен на СУГ на период доработки методик расчетов оптовых цен на СУГ и принятия решений, дающих возможность создавать гарантирующих поставщиков. Соответствующие рекомендации по итогам заседания направлены в профильные органы исполнительной власти.

Модернизация оборудования теплоэлектростанций

И, наконец, в июле в рамках расширенного заседания комитета Государственной Думы по энергетике прошло обсуждение итогов отбора проектов модернизации тепловой генерации на 2022-2024 гг. и выработка предложений по возможности корректировки процедуры проведения конкурентного отбора на 2025 и последующие года.

Завальный отметил, что комитет уделял большое внимание подготовке программы модернизации основного оборудования тепловых электростанций на период до 2030 года. Было проведено несколько круглых столов с участием профильных министерств, производителей и потребителей энергии, экспертных организаций. В решении комитета отмечается, что итоги отбора подтвердили прогнозы участников рынка – отбор, исходя из критерия минимизации показателя эффективности, привел к тому, что подавляющее большинство работ сведено к проведению средней или неглубокой по объему модернизации и направлено преимущественно на низкозатратное продление паркового ресурса технологически устаревшего энергооборудования паросилового цикла до 2038-2040 годов. Чтобы достичь целей модернизации и повышения эффективности, в нормативную базу, обеспечивающую правила отбора, необходимо внести ряд изменений.

По мнению комитета, они должны быть направлены на решение двух задач. Первая – продление паркового ресурса (100 ГВт) с неглубокой модернизацией, заменой оборудования, ограничивающего парковый ресурс по наработке или техническому состоянию. Это возможно сделать в Правилах отбора КОМ с возможным увеличением стоимости таких проектов до 1,35 и расширением обязательного объема работ, в том числе, с требованием замены систем управления, включая цифровизацию указанных систем;

Вторая задача – глубокая модернизация оборудования с полной заменой основных блоков и модулей, включая использования парогазового цикла, с учетом требований улучшения показателей, соответствующих лучшим мировым образцам с учетом возможностей отечественного машиностроения и локализации импортных образцов.

Было проведено девять «круглых столов», из них два выездных, касающихся законодательного обеспечения развития угольной отрасли и атомной энергетики нового поколения, в Кемерово и Томске.

При комитете велась работа специальных рабочих групп по совершенствованию законодательства в части организации системы учета и оплаты поставляемых энергоресурсов, по доработке (разработке) проектов федеральных законов, по вопросам ведения комитета и по подготовке законодательных инициатив, направленных на безопасное использование газового оборудования в ЖКХ.

Активно шла работа 25 секций Экспертного совета.