Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Завальный: По мере цифровизации энергетики роль сетей меняется, они превращаются в полноценные центры по распределению энергопотоков

Павел Завальный: По мере цифровизации энергетики роль сетей меняется, они превращаются в полноценные центры по распределению энергопотоков

Председатель комитета Госдумы по энергетике, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павел Завальный в пятницу, 8 ноября, провел выездное заседание круглого стола в Ижевске на тему «Энергетический комплекс и электросетевое хозяйство – цифровая трансформация».

Столица Удмуртии выбрана в качестве места дискуссии неслучайно – именно в Ижевске накануне заработал цифровой городской диспетчерский пункт «Россетей» – один из первых в стране. С него начат масштабный проект цифровизации управления сетями, центрами диспетчеризации и интеллектуальными системами учета электроэнергии «Цифровая трансформация 2030», реализуемый компанией. С посещения объекта началась работа делегации.

«В электроэнергетике процесс цифровизации сегодня идет очень активно, – отметил Павел Завальный. – Вопрос в том, достаточно ли только цифровизации для того, чтобы российская электроэнергетика была адекватна современным вызовам. На мой взгляд, нет. Электросетевой комплекс России находится в достаточно сложном состоянии и нуждается в существенном повышении эффективности работы, в том числе, через совершенствование нормативной базы».

Председатель комитета полагает, что приватизации электросетевого комплекса, относящегося к естественно-монопольным видам деятельности, в ходе реформы электроэнергетики была спорным решением. Последствия - разрастание количества собственников, не всегда ответственных, рост количества бесхозных сетей, потерь электроэнергии, неэффективное использования инвестиций и общее снижение управляемости и эффективности функционирования сложнейшей системы. По его словам, для преодоления этих проблем требуется наведение порядка в тарифообразовании в сетевом комплексе, а также целый ряд решений, связанных с более справедливым распределением перекрестки по потребителям и уровням напряжения, повышением ответственности потребителей за заявленную мощность и соответственно снижением льгот по технологическому присоединения и оплаты резерва мощности, консолидацией активов и так далее.

«Что касается цифровизации, основной ее целью должно быть построение принципиально новых моделей управления всем сетевым комплексом, – заявил Завальный. – В развитых странах по мере децентрализации и цифровизации энергетики, роста доли ВИЭ роль сетей меняется, они превращаются из системы проводов и подстанций, транспортирующих электроэнергию, в полноценные центры по распределению энергопотоков. Аналогичную роль они должны играть и в России, способствуя также совершенствованию оптового и развитию розничных рынков электроэнергии».

Депутаты фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – первый замглавы комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков, член комитета Иван Медведев и другие парламентарии также выступили со своим видением наиболее острых проблем электросетевого хозяйства и законодательных решений, необходимых для его цифровой трансформации.

Глава Удмуртии Александр Бречалов отметил, что реализованная в Республике целевая модель развития электросетевого комплекса была презентована Президенту Владимиру Путину и поддержана им.

Министр строительства, ЖКХ и энергетики Удмуртии Дмитрий Сурнин посвятил свое выступление регуляторным соглашениям как эффективному и перспективному методу долгосрочного регулирования в электроэнергетике. Регуляторное соглашение между Удмуртской Республикой и ПАО «Россети» было подписано по окончании выездного мероприятия комитета в Ижевске.

Первый заместитель председателя Госсовета Удмуртии Владимир Невоструев подчеркнул важную роль законодательства в цифровой трансформации экономики и энергетики как ее части. Быстрые темпы цифровизации, внедрения интеллектуальных технологий требуют соответствующего оперативного совершенствования нормативной базы, прежде всего, на федеральном уровне. Госсовет Удмуртской Республики готов к совместной работе с комитетом Госдумы по энергетике, поддержке законодательных инициатив парламентариев в сфере энергетики.

Замдиректора департамента Минэнерго РФ России Елена Медведева отметила, что цифровая трансформация мировой энергетики, интеллектуализация бизнес-процессов - один из важнейших элементов Четвертой глобальной промышленной революции. Именно сквозные цифровые решения дают новое качество управления, резкое повышение эффективности и производительности труда. В этом принципиальное отличие цифровизации от простой автоматизации.

Роль государства в цифровой трансформации заключается в создании единого цифрового и информационного пространства, улучшении условий для внедрения новейших технологий через, в том числе, нормативные решения, обеспечении безопасности критической информационной инфраструктуры. Важнейшим технологиями здесь являются промышленный интернет, большие данные, формирование единой облачной платформы для взаимодействия отрасли и регуляторов. Министерство энергетики в рамках своих полномочий ведет работу над проектами по всем этим направлениям.

Одним из важных шагов в развитии единого информационного пространства станет запуск в начале 2020 года системы ГИС ТЭК. При этом многолетняя подготовка нормативной базы для ГИС ТЭК в полной мере иллюстрирует проблему запаздывания нормативного обеспечения процессов цифровой трансформации. Его ускорение - одна из задач, которую министерству и парламенту нужно решить вместе.

Начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев отметил: хотя формально реформа электроэнергетики завершилась в 2011 году, сегодня идет значительное изменение нормативной базы, в том числе, в части тарифного и антимонопольного законодательства. Важнейшая задача - баланс тарифных решений и решений в части повышения эффективности работы отрасли, совершенствование оптового и развитие розничных рынков электроэнергии, в том числе, в рамках цифровой трансформации, ограничение перекрестного субсидирования и так далее.

По мнению ФАС, наиболее эффективными тарифными инструментами здесь являются долгосрочные тарифы, закон о которых уже принят, регуляторные соглашения и эталонные тарифы.

Так, закон, который предусматривает переход на долгосрочные тарифы, даст возможность все средства, которые будут сэкономлены в электросетевом комплексе за счет повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности, направлять на модернизацию системы. При этом рост тарифов на передачу электроэнергии будет происходить по схеме «инфляция минус». Комплексное использование новых тарифных решений способно дать заметное снижение затрат в сетевом комплексе и, как следствие, сдерживание, а в перспективе и снижение тарифов.

Гендиректор ПАО «Россети» Павел Ливинский представил преимущества, которые получат промышленные и бытовые потребители в результате реализации в электросетевом комплексе страны концепции «Цифровая трансформация 2030».

«Мы видим, что благодаря уже реализуемым мерам, включая консолидацию, цифровую трансформацию и развитие дополнительных сервисов, производительность труда растет на 40%, операционные расходы сокращаются на 30%, капитальные (при сохранении тех же физических объемов) – на 15%, а показатели надежности улучшаются в два раза». Он подчеркнул, что важно как можно скорее избавиться от мифов, связанных с цифровизации ей и мешающих ей, и перестраивать сознание общества параллельно с инфраструктурой.

Ливинский поблагодарил Государственную Думу за принятие законов о введении интеллектуальных систем учета потребления электроэнергии и долгосрочном тарифообразовании. Он также подробно остановился на новых законодательных инициативах, которые помогли бы обеспечить в долгосрочной перспективе стабильное финансово-экономическое положение электросетей, остановить критическое старение оборудования и предложить клиентам не просто услуги по надежному и качественному электроснабжению, но и целый ряд востребованных дополнительных сервисов.

«Необходимо принятие регуляторных мер для решения вопросов в части перекрестного субсидирования, оплаты резерва мощности и совершенствования системы взимания платы за льготное технологическое присоединение к электрическим сетям. Важно обеспечить финансирование проектов по консолидации электросетевых активов за счет тарифных источников и внедрение новых принципов долгосрочного регулирования на основе регуляторных соглашений, отличных от существующих методов доходности инвестированного капитала и долгосрочной индексации необходимой валовой выручки», - заявил Ливинский.

Председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный отметил, что также считает эти нормативные решения необходимыми. Так, ограничение льготного технологического присоединения и введение платы за резервирование избыточных мощностей могло бы, в общем, привести к их перераспределению, снизить нагрузку и на промышленных и на так называемых прочих потребителей – сельхоз. производителей, бюджетные организации.  Все это в целом положительно скажется на ситуации в отрасли, позволит остановить рост перекрестки.

Распределение нагрузки по перекрестному субсидированию между всеми потребителями распределительного и магистрального сетевого комплекса, снижение дифференциации тарифов по уровням напряжения позволит распределить нагрузку на всех промышленных потребителей, а не только тех, кто находится на среднем и низком напряжении. По оценкам экспертов, это может дать более 6% снижения стоимости электроэнергии для потребителей, находящихся в распределенной сети.

Озвученные предложения войдут в рекомендации комитета по итогам круглого стола и будут направлены в органы государственной власти.