Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Сергей Нарышкин: Евразия должна внести решающий вклад в полицентричное мироустройство

Сергей Нарышкин: Евразия должна внести решающий вклад в полицентричное мироустройство
Выступление Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина на первом Совещании спикеров парламентов стран Евразии:

- Уважаемые коллеги! Мы понимаем, как непросто сейчас защищать национальные интересы, проявлять самостоятельность и противостоять злым санкционным «ветрам». Но стремление служить своим народам – вот главное, что отличает парламентариев от тех международных чиновников, которые подотчётны не своим гражданам, а образованным без всякого их участия структурам.

Но об этом мы ещё поговорим. И с учётом того, что встречаемся в таком формате впервые – думаю, самым правильным будет свободно обменяться мнениями о его перспективах, возможных планах и даже регламенте дальнейшей работы. А также – поделиться своими оценками тех событий, что происходят в сегодняшнем мире. Позвольте и мне изложить здесь своё видение.

На мой взгляд, наши цели – не только в том, чтобы регулярно общаться и «сверять часы», но – оттолкнувшись от самого состава участников Совещания – определить базовые направления нашей общей деятельности.

Тем более, что и тема встречи – «Межпарламентское сотрудничество в интересах благополучия стран Евразии в XXI веке» – располагает к обстоятельному разговору о многих важных вещах. И прежде всего – о современном этапе глобализации, особенностью которого стало формирование новой полицентричной международной системы. Она будет успешной, если центры силы будут не противостоять друг другу, а наоборот – активно взаимодействовать и сотрудничать.

Очевидно, что навязываемая в течение многих лет группой западных стран и МВФ модель всеобщей и абсолютной «вестернизации» – привела лишь к увеличению разрыва в социально-экономическом положении различных стран и групп населения, к структурным диспропорциям в экономике, вызывающим новые и новые кризисные явления.

Убеждён, что решающий вклад в полицентричное мироустройство может и должна внести именно Евразия – как крупнейший по территории, населению, экономическому и ресурсному потенциалу материк планеты Земля. Евразийские государства и их территориальные союзы должны работать на будущее Евразии – как единого пространства мира, социальной справедливости и равных возможностей, прав и свобод для каждого человека.

Для России очевиден приоритет общеевразийского сотрудничества – уже хотя бы вследствие нашего географического положения, исторических и культурных традиций. Нашими прямыми соседями являются как европейские, так и многие азиатские страны. В России накоплен богатейший опыт диалога цивилизаций и религий Востока и Запада.

Евразийский вектор российской политики уже реализуется. К примеру – в формате Евразийского экономического союза, а также в готовности обеспечить его сопряжённость с Экономическим поясом Шёлкового пути и расширить взаимодействие по линии Юго-Восточной и Южной Азии.

Более того – в Послании Президента В.В.Путина российскому парламенту – поставлена задача провести консультации с членами Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о формировании возможного экономического пространства наших государств, составляющих почти треть мировой экономики. В перспективе мы хотели бы создать зону свободной торговли как со странами ШОС, так и со странами Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и другими странами Азии. И на этой базе – максимально развить производственную кооперацию, в том числе высокотехнологичную.

Экономическое партнёрство ЕАЭС, ШОС и АСЕАН существенно повысит заинтересованность в сотрудничестве с ними государств Европейского Союза. Сейчас, когда Евросоюз проходит через не лучшие в своей истории времена, когда прежде открытые внутренние границы там закрываются из-за наплыва беженцев из Африки и Ближнего Востока – наилучшим решением для людей было бы соединение возможностей Евросоюза и других интеграционных объединений.

Рано или поздно – мы обязательно придём к формированию Большой Евразии от Осло и Мурманска до Дели, Шанхая и Ханоя. Считаю, что широкое понимание евразийской интеграции – может и должно быть именно таким. А национальные парламенты на первоначальном этапе – помогут обеспечить законодательную защиту капиталовложений, оптимизировать процедуры движения товаров через границы, выработать совместные технические регламенты для продукции нового технологического поколения и взаимно открыть доступ на рынки услуг и капиталов.

Разумеется, особую роль здесь сыграет модернизация евразийской транспортной инфраструктуры, значительная часть которой сосредоточена на территории России как связующего звена между Европой и Азией. Речь идёт о Северном морском пути, Транссибирской магистрали, строительстве современных авто- и железных дорог Россия – Казахстан – Китай, Россия – Монголия – Китай. Имеет большие перспективы и Транспортный союз Россия – Иран – Индия. Эти коммуникации существенно сблизят между собой экономики различных частей Евразии, позволят интенсифицировать культурные и гуманитарные связи народов.

Формирование общеевразийского пространства, конечно, не предполагает его какой-либо политико-экономической изолированности. Оно также не может быть направлено против трансконтинентальных интеграционных проектов и должно способствовать устойчивому социально-экономическому развитию всего мира. И я убеждён, что любые региональные механизмы преференциальной торговли должны не подменять, а дополнять многостороннюю торговую систему. И потому считаю недопустимыми претензии всякого рода «закрытых клубов» на кулуарное переписывание универсальных правил международной торговли, что чревато фрагментацией глобального экономического пространства.

Чтобы снизить такую опасность – мы призываем национальные парламенты брать на себя больше ответственности в области евразийского сотрудничества. Парламентаризм должен остаться в числе ключевых факторов жизни современного общества и традиционных институтов государственной власти.

В современных условиях недопустимо принижать роль парламентской дипломатии, вводить по отношению к избранникам народов какие-то ограничительные меры, отказываясь от диалога по спорным вопросам. Евразийские парламенты могут показать здесь пример политической культуры и всю ценность конструктивной повестки дня.

Уверен, что наше первое Совещание и вынесенный на обсуждение его Итоговый документ – добавят веса представительной власти. И ещё раз покажут, что её опыт и потенциал в столь трудные для мира времена – не просто ценны, но не могут быть заменены никакими хитрыми конструкциями, не основанными на волеизъявлении народов.

И надеюсь, мы вместе положим начало регулярному диалогу в этом формате, дадим стимулы для расширения многовекторного сотрудничества стран Евразии на основе более полного осознания и отстаивания наших общих интересов на международной арене.

Я желаю всем нам содержательных дискуссий и плодотворной работы!