Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Сергей Неверов: Мы не можем говорить об абсолютной прозрачности распределения денег на поддержку моногородов

Открывая парламентские слушания «Комплексное развитие моногородов», заместитель Председателя Госдумы, Руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергей Неверов подчеркнул, что тема касается каждого десятого жителя России – именно столько, фактически 10% граждан, проживает в моногородах, где уровень безработицы по-прежнему выше среднероссийского более чем в полтора раза.

«Диверсификация экономики, создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций – стратегическая задача, которая поставлена Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным», - подчеркнул Неверов.

«Для меня, как, думаю, для всех здесь присутствующих, хорошо знакома и понятна проблема моногородов. Я родом из моногорода Таштагол Кемеровской области, где основная жизнь города сосредоточена вокруг рудника. Однако Таштагол (и в целом регион) ищет экономическую альтернативу, смещая акцент на развитие туристического кластера. И мы видим, как развивается Шерегеш как горнолыжный курорт», - рассказал депутат, приведя также в ходе слушаний положительные примеры Соль-Илецка, Новочебоксарска, Елабуги, которые необходимо учесть в работе.

При этом он отметил, что согласно статистике и документам Счетной палаты количество моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением за 2014-2016 гг. увеличилось. «Государственная Дума приняла федеральный закон о территориях опережающего развития, в него внесли изменения, позволяющие создавать территории социально-экономического развития в моногородах, предусмотрели льготы по налогам и социальным платежам. Был создан Фонд развития моногородов. В трехлетнем бюджете на 2017 и плановый период 2018-2019 годов на реализацию программы «Комплексное развитие моногородов» предусмотрено почти 16 млрд руб. Но как работают эти деньги? Идут ли инвесторы? Работает ли механизм ТОСЭРов в жизни, а не на бумаге, ведь из 319 муниципальных образований только в 27 действует этот режим, еще порядка 20 заявок на рассмотрении. При этом, как я понимаю, нет четких сроков рассмотрения (согласования) заявок на присвоение моногородам статуса ТОСЭР», - сказал Неверов.

Он заявил, что пока нет возможности говорить об абсолютной прозрачности распределения этих средств, о том, что учитывается специфика каждого города. «А это очень важно: тут и удаленность от административного центра региона, и природно-климатические факторы, и текущая социально-экономическая ситуация в субъекте в целом, и состояние инфраструктуры у всех разное. Я приведу в пример Дорогобуж Смоленской области: в удручающем состоянии дороги, социальные объекты, инженерные сети. Большой отток населения в столицу. При этом статус территории опережающего развития присвоен Дорогобужу на 10 лет, но может быть отозван через два года в случае невыполнения обязательств, касающихся привлечения резидентов», - выразил обеспокоенность заместитель Председателя Думы.

При этом, приходя в моногорода с льготным налоговым режимом, инвесторы решают свои задачи, и вовлечение их в вопросы социально-экономического развития территории моногорода для местных властей – большая проблема. «Еще один важный момент в работе исполнительных органов власти – нет четкого понимания эффективности и результативности оказываемых мер поддержки моногородам. Поэтому самое главное – это обратная связь с территорий, поиск решений в каждом конкретном случае. У нас в «ЕДИНОЙ РОССИИ» вопрос развития моногородов является приоритетом», - сказал Неверов.

Он призвал уделить особое внимание вопросам развития и поддержки предпринимательства в моногородах, поскольку это всегда дает новый толчок, это решает вопросы занятости населения. «Стоит подумать о принятии нормативно-правового акта, устанавливающего обязанность направления не менее 10% общего размера средств программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, на реализацию мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства в моногородах», - предложил руководитель фракции.

При этом он отметил позитивные результаты реализации программы развития моногородов: «Не можем не констатировать, что принятые меры внесли определенные позитивные коррективы. Всеми моногородами в настоящее время разработаны паспорта программ комплексного развития, утвержденные в 2017 году, реализуется программа «Пять шагов благоустройства». А создание комфортных условия для проживания в моногородах – это самое важное».