Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Виктор Заварзин рассказал о методах противодействия попыткам умышленной фальсификации истории

Виктор Заварзин рассказал о методах противодействия попыткам умышленной фальсификации истории

Надо бороться всеми доступными средствами против фальсификаторов исторической правды, и парламентарии должны находиться на переднем крае этой борьбы. Об этом заявил депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», заместитель Председателя комитета ГД по обороне Виктор Заварзин. Он предложил методы, которые позволят отстоять и защитить историческую правду и провел анализ действующего законодательства, направленного на противодействие этой угрозе.

По его словам, консолидация общества, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории своего государства невозможны в условиях умышленной фальсификации истории.

«Заявления некоторых политиков, отдельные публикации в средствах массовой информации, квазинаучные труды историков и иных деятелей, позволяющие себе явный «исторический негативизм» (в том числе «исторический ревизионизм») с использованием тех методов и средств, которые недопустимы в надлежащем историческом дискурсе, не могут не вызывать обеспокоенность и соответствующую реакцию со стороны государства, история которого лживо «переписывается». Фальсификация истории угрожает национальной безопасности государства, и это во многом объясняет введение в современный научный оборот такого нового понятия как «мнемоническая безопасность» - безопасность памяти об истории своего народа и государства», – отметил он. 

Заварзин напомнил, что в действующем российском законодательстве содержится ряд положений, подчеркивающих важность совместной работы федеральных и региональных органов государственной власти, институтов гражданского общества и различных организаций по противодействию любым попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

«Так, в частности, в таком документе стратегического планирования, имеющем ключевое значение для реализации внутренней и внешней политики государства как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683) обозначается проблема манипулирования некоторыми странами общественным сознанием и фальсификации истории в своих геополитических целях. Следует отметить, что попытки фальсификации российской и мировой истории рассматриваются в качестве угрозы национальной безопасности в области культуры, как одном из стратегических национальных приоритетов», – подчеркнул депутат.

«Реализуемая в настоящее время Концепция внешней политики Российской Федерации в рамках международного гуманитарного сотрудничества и прав человека (как одного из приоритетов России в решении глобальных проблем) самостоятельной задачей прямо указывает на необходимость «твердо противодействовать любым проявлениям экстремизма, неонацизма, расовой дискриминации, агрессивного национализма, антисемитизма и ксенофобии, попыткам фальсификации истории и использования ее в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, способствовать деполитизации исторических дискуссий», – продолжил он.

Рассматривая данное положение в системной связи с другими правовыми актами, следует, в том числе, указать на взгляды политического руководства страны, выраженные в Основных направлениях политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (утв. Президентом РФ 18.12.2010), согласно которым особое внимание следует уделить целенаправленной работе по противодействию фальсификации истории, интерпретации исторических событий в угоду политической конъюнктуре и антироссийской пропаганде, обратил внимание депутат.

Подход российского законодателя в части противодействия фальсификации истории свидетельствует о том, что соответствующая работа должна проводиться в рамках государственной культурной и научно-образовательной политики, а также программы по патриотическому воспитанию граждан, констатировал парламентарий.

Заварзин напомнил, что в 2014 году были внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, которыми криминализировано такое деяние как «Реабилитация нацизма» (ст. 354.1) - «отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников». Данная статья включает в себя два квалифицированных состава преступления (по п. 2 и 3).

«Следует признать, что сегодня фальсификация истории, как правило, связана с намеренным искажением исторических данных Второй мировой войны. Однако, если рассматривать «фальсификацию истории» как правонарушение в целом, то недопустимым является подход, при котором «история» (мировая история или история отдельного народа) будет иметь какие-либо временные рамки и ограничиваться только периодом Второй мировой войны или иными событиями мирового или регионального масштаба. Следовательно, требуемая нормативная конкретизация, во исполнение правил законодательной юридической техники, такого предполагаемого правонарушения, как «фальсификация истории», текстуально с неизбежностью определит некие содержательные, временные и, возможно, территориальные «пределы» запрета. Вместе с тем, очевидным представляется, что существующий в России уголовный запрет, установленный ст. 354.1 Уголовного кодекса, является в целом достаточным правовым инструментом для противодействия такой фальсификации истории, которая действительно представляет общественную опасность», – считает он.    

Вместе с тем, парламентарий отмечает, что практическая применимость нормы, закрепляющей запрет «фальсификации истории», способна вызвать большое количество вопросов, многие из которых неразрешимы как таковые. «В процессе возможного согласования подобного запрета особую остроту, несомненно, имеют вопросы того, что следует понимать под термином «фальсификация», что представляет собой «история» (история человечества, государства, народа, отдельной нации), а главное – каков источник тех фактов, которые надлежит признать достоверными (помимо актов международных судебных институций), с тем, чтобы полностью исключить квалификацию действий политиков, ученых и иных субъектов, выражающих собственное мнение и взгляды на вопросы истории, сохраняющие известные споры, как «фальсификация истории», – подчеркнул депутат. 

Заварзин обращает внимание на то, что некоторые страны криминализировали отрицание определенных исторических событий (Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Израиль, Люксембург, Франция, Чехия, Швейцария и ряд других). Соответствующие нормативные акты таких стран содержат в себе точное указание на конкретные факты истории, за отрицание которых наступает юридическая ответственность. 

Сегодня, по словам парламентария, важно поддерживать любые предложения со стороны руководства международных организаций, официальных представителей отдельных государств и неправительственных организаций о проведении мероприятий различного типа и уровня с целью привлечения внимания к проблеме фальсификации истории. Создание новых площадок дискуссий о повышении эффективности мер по предупреждению и пресечению попыток фальсификации истории является актуальной задачей для России и других стран Содружества Независимых Государств. «Целесообразно выносить на обсуждение вопросы использования существующих правовых, организационных и информационных механизмов противодействия фальсификации истории, без формального введения в законодательство новых запрещающих норм, лишенных должного правоприменительного эффекта», – считает он.   

5 августа 2019 года Совет глав государств СНГ принял решение о Заявлении глав государств – участников СНГ в связи с 80-летием начала Второй мировой войны, в котором с сожалением отмечены попытки переписывания истории и ее фальсификации.

11 октября прошлого года Совет глав государств СНГ принял решение об Обращении глав государств – участников СНГ к народам стран СНГ и мировой общественности в связи с 75-летием Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в котором осудил любые попытки фальсифицировать историю, предать забвению или девальвировать роль наших народов в Победе над фашизмом, цинично исказить ее нравственные и правовые итоги.

«В условиях международной нестабильности и усиления конфликтности отношений между государствами как никогда возникает потребность в активизации партнерства между различными ведомствами государств-участников СНГ, и в особенности - в расширении взаимодействия в гуманитарной (образовательной, научной, информационной и культурной) области», – заключил депутат Госдумы.