Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Совет руководителей фракций Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Вячеслав Володин и Павел Крашенинников внесли в Госдуму проект о регулировании правоотношений в рамках «цифровой экономики»

Вячеслав Володин и Павел Крашенинников внесли в Госдуму проект о регулировании правоотношений в рамках «цифровой экономики»
В Государственную Думу в понедельник, 26 марта, внесен проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», создающий основу для регулирования правоотношений в рамках «цифровой экономики».

Авторами законопроекта являются Председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин и глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Комментируя законопроект, Павел Крашенинников сообщил, что предлагается закрепить в Гражданском кодексе несколько базовых положений, которые позволят регулировать рынок новых объектов экономических отношений («токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечить правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде («смарт-контракты», «самоисполняемые» сделки и др.) и предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по таким сделкам.

«Без закрепления базовых понятий в гражданском законодательстве будет невозможно регулировать рынок «цифровых объектов» и принимать  специальные законы в сфере «цифровой экономики», развитие которой происходит очень быстрыми темпами», - отметил Крашенинников.

В частности, законопроектом предлагается ввести понятие «цифровое право». Под «цифровым правом» предлагается понимать совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на такие объекты гражданских прав, как вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг и исключительные права. Оборот «цифровых прав» осуществляется только посредством внесения записей в информационную систему.

Под определение «цифрового права» будет подпадать существующий на данный момент термин «токен». Изначально он обозначает устройство для идентификации, а сейчас стал использоваться в IT-лексиконе для обозначения шифров, владение которыми дает определенные возможности в сети. 

«Чтобы понятие «цифровое право» заработало, понадобится законодательно закрепить такой критерий, как существование этого права в информационной системе, отвечающей признакам децентрализованной информационной системы («распределенный реестр»). Эти признаки также должны быть закреплены в законодательстве», - считает глава думского комитета.

По его словам, создание цифровых прав, сфера их использования и особенности оборота будут определяться отдельными законами, разрабатываемыми с участием Банка России, Минфина, Минэкономразвития.

Законопроектом также предлагается ввести понятие «цифровые деньги» (в обиходе - «криптовалюта») и закрепляется главное правило, что законным средством платежа они не являются. «В перспективе цифровые деньги смогут использоваться в качестве платежного средства, но только в случаях и на условиях, которые будут устанавливаться в законодательстве», - отметил Крашенинников.

Для описания того, как будет осуществляться оборот цифровых денег, правила о цифровых правах будут применяться к цифровым деньгам. Это означает, что в информационной системе должны существовать записи об обладателях цифровых денег, и с помощью записи должен фиксироваться  момент перехода цифровых денег от одного лица к другому. «Однако это станет возможным лишь тогда, когда будет техническая возможность принудительного совершения записи о новом обладателе прав на данный момент», - пояснил парламентарий.

Для облегчения совершения сделок с цифровыми правами законопроектом совершенствуются правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров, рассказал Крашенинников.

В частности, предлагается установить, что выражение лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств будет приравнено к простой письменной форме сделки. Например, на странице в сети «Интернет», в информационной системе, в том числе в приложении на смартфоне, описаны условия для нажатия клавиши ОК, из которых вытекает, что такого нажатия достаточно для полноценного  волеизъявления. «Таким образом, в настоящее время совершается значительное число волеизъявлений – с помощью нажатия кнопки на смартфоне или клавиши на компьютере. Все эти действия сами по себе юридически значимы, но большое их количество является еще и односторонними сделками», - отметил глава думского комитета.

«Закрепление предлагаемых уточнений в Гражданском кодексе, приравнивающих волеизъявление лица, выраженное с помощью технических средств, к совершению сделки в простой письменной форме, во-первых, заложит основу для заключения так называемых «смарт-контрактов». А во-вторых, позволит упростить совершение целого ряда односторонних сделок, таких как выдача доверенностей, выдача согласия на совершение сделки, отказ от договора и прочее», - пояснил Павел Крашенинников.

Для целей исполнения сделок с цифровыми правами вводится правило, что факт совершенного компьютерной программой исполнения сделки не оспаривается. Это будет действовать во всех случаях, за исключением вмешательства в действие программы.

Так, после идентификации пользователей в системе дальнейшее их поведение подчиняется алгоритму компьютерной программы, организующей сеть. Лицо, «покупающее» тот или иной виртуальный объект (цифровое право), получит его автоматически при наступлении указанных в пользовательском соглашении обстоятельств. К примеру, некое лицо является обладателем цифрового права на бокс с алмазами, имеющий индивидуализирующий его номер и хранящийся у профессионального хранителя. «В информационной системе сделка с таким объектом будет исполнена «автоматически» - у продавца будет списано цифровое право, а у покупателя деньги, и оспорить эти списания по общему правилу будет нельзя», - пояснил Крашенинников.

Законопроектом также решается вопрос о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации (в обиходе – «big data»).

«Для этого в Гражданский кодекс вводится конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации и расширяется понятие базы данных - «совокупность данных и сведений». При этом закрепляется, что согласно интересам сторон сделки, договором может предусматриваться обязанность не совершать действия, в результате которых передаваемая информация может быть раскрыта третьим лицам», - сообщил Павел Крашенинников.

Предлагаемые законопроектом изменения не будут иметь обратной силы.

Принятие законопроекта позволит закрепить базовые нормы для регулирования оборота цифровых прав и цифровых денег, для совершения и исполнения сделок с ними, а также позволит решить целый ряд других задач. В частности, будут устранены существующие сегодня риски для использования цифровых объектов в целях вывода активов в нерегулируемую цифровую среду для легализации доходов, полученных преступным путем, или для увода из-под обращения взыскания при банкротстве, либо для финансирования терроризма. Кроме того, что очень важно, будет обеспечена судебная защита прав граждан и юридических лиц, возникающих в отношениях цифровой экономики.

«Несомненно, закрепляя базовые понятия в сфере цифровой экономики, законопроект закладывает правовую основу для нового этапа развития нашего государства», - заявил Крашенинников.


главное

Сергей Неверов: Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет голосовать «за» бюджет следующей трехлетки

Такое консолидированное решение принято депутатами на встрече с министром финансов Антоном Силуановым.

Андрей Исаев: В проекте главного финансового документа страны должны быть отражены социальные приоритеты

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, все социальные гарантии, включая новые обязательства, должны быть исполнены в полном объеме, подчеркнул Первый замглавы фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», выступая по итогам Собрания фракции с участием министра финансов РФ Антона Силуанова.

Андрей Макаров обозначил ключевые задачи в работе над бюджетом предстоящей трехлетки

В частности, в самое ближайшее время парламентариям совместно с Правительством предстоит распределить дополнительно 1,5 трлн рублей, которые будут направлены в регионы и пойдут в том числе на оплату классного руководства педагогам, обеспечение детей бесплатным горячим питанием, выравнивание бюджетной обеспеченности.

архив