Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Выступление Председателя Государственной Думы, Председателя партии «Единая Россия» Бориса Грызлова на расширенном заседании Высшего Совета

Уважаемые участники заседания Высшего Совета!

Уважаемые гости!

Сельское хозяйство в последние 15 лет подверглось исключительно тяжелым испытаниям и как отрасль производства, и как рынок, и как жизненная среда, жизненный уклад миллионов людей.

Агропромышленный комплекс оказался под тройным "прессом":

1) давления на российский рынок субсидированной зарубежной продукции;

2) недоступности ресурсов, необходимых для производства, при значительном снижении государственной поддержки;

3) диспаритета цен – опережающего роста цен на промышленные товары, сельхозтехнику, горючее по сравнению с ценами на сельскохозяйственные продукты.

К этому добавлялся диктат сельскохозяйственных оптовиков-посредников, фактически создавших ряд монополий, которые легко устанавливали заниженные цены закупок для крайне разрозненных и лишенных оборотных средств сельхозпроизводителей. Возникли административные и неформальные барьеры, которые затрудняли нормальный оборот продукции. В конечном счете, в проигрыше оказывался и потребитель.   

Несмотря на то, что после 1998 года серьезно повысилась конкурентоспособность российских производителей, основная масса дополнительной прибыли оказалась в руках оптового и, отчасти, розничного звена торговли и лишь в последнюю очередь – в руках сельхозпроизводителей. При этом диспаритет цен сохраняется, и за 2005 год он усилился – в значительной мере, из-за роста цен на горюче-смазочные материалы.

Можно выделить ряд основных проблем сельхозпроизводителей на сегодняшний день:

·        Для большинства хозяйств кредиты долгое время были недоступны или малодоступны из-за высокой процентной ставки. Недостаток "длинных" ресурсов для капитальных инвестиций стал хроническим. Сегодня мы можем сказать, что благодаря приоритетному национальному проекту, прямому участию Президента, эта проблема преодолевается – вчера принято решение о снижении процентных ставок Россельхозбанка. Но это не значит, что проблема снята.

·        Остается дорогой техника и технологии, позволяющие производить качественную продукцию с низкой себестоимостью. Не развивается отечественное сельскохозяйственное машиностроение.

·        Растут цены на минеральные удобрения, причем темпами, которые опережают инфляцию. Россия – крупнейший производитель минеральных удобрений, но 90 % их общего объема идет на экспорт. Там могут заплатить более высокую цену. В результате мы расплачиваемся сокращением пашни. Наш сельхозпроизводитель вообще не защищен в достаточной степени в международной конкуренции.

·        Нет инструмента выстраивания правильного соотношения цен между производителями, естественными монополиями, посредниками и конечными потребителями. В результате продукция дешево продается производителем и дорого достается конечным потребителям. Разницу забирают себе посредники, о чем только сейчас вспомнило Правительство при подготовке пакета антиинфляционных мер.

Очевидно, что потребности развития страны требуют выработки четких подходов к проведению сельскохозяйственной политики государства. Она должна проводиться в интересах как населения, так и сельскохозяйственной отрасли. А эта отрасль исключительно важна и перспективна с учетом объема ее ресурсов в масштабах страны.

Уверен, сегодня на селе никто не хочет жесткого госпланирования, никто не хочет нового варианта продразверстки – сами крестьяне этого не воспримут. От государства требуется внятность, четкость и последовательность в экономической политике, поддержка рыночными методами ценовых соотношений, что могло бы в перспективе – за 8 - 10 лет – привести к эффективному и устойчивому развитию производства в отрасли.

Первый и очень важный шаг в этом направлении уже сделан – приоритетный национальный проект в области сельского хозяйства выдвинут, обеспечен бюджетным финансированием и начал выполняться. Обозначены конкретные сроки и целевые показатели, выраженные в цифрах. И я убежден, что есть возможность не только выполнить, но и превзойти эти показатели.

Доказательством тому является ситуация с кредитованием сельхозпроизводителей в рамках проекта. Уже сейчас это направление получает дополнительное развитие. Позавчера Президент России, говоря об увеличении срока предоставления кредитов и о необходимости снижения ставки по ним, призвал регионы оказать помощь Россельхозбанку в развитии сети филиалов. Считаю, что это должно восприниматься региональными отделениями партии "Единая Россия" как прямое поручение.

Если мы претендуем на статус партии власти без кавычек, то должны внести определяющий вклад в решение этой конкретной задачи.  

Вчера на фракции мы обсуждали вопросы, связанные с другим приоритетным национальным проектом – в сфере ЖКХ. Мы констатировали, что необходимая законодательная база создана, и основные проблемы жилищно-коммунального сектора сегодня связаны с некачественной работой органов исполнительной власти в центре и на местах.

Сегодня, говоря о развитии сельского хозяйства, мы должны констатировать, что задача обновления не только правовой базы в целом, но и собственно законов, в этой сфере еще не решена. Фракции "Единая Россия" необходимо ускорить работу над пакетом законопроектов в сфере развития сельского хозяйства, о чем мы говорили на съезде в Красноярске. Для этого нам нужна более жесткая позиция в разговоре с Правительством. Думаю, что у нас есть все основания и аргументы, чтобы такую позицию занять.

В Правительстве должны в большей степени учитывать мнение Министерства сельского хозяйства – в том числе и потому, что на селе не срабатывают рецепты, привычные для министров финансово-экономического блока. Поэтому же, кстати, мы должны еще раз внимательно проанализировать возможные последствия вступления в ВТО. Если мы сейчас не можем конкурировать с импортной продукцией, которая в значительной степени субсидируется, то что будет после вступления в ВТО?

До рассмотрения бюджета 2007 года необходимо доработать и принять закон "О развитии сельского хозяйства", который должен закрепить как общие принципы аграрной политики государства, так и порядок их реализации.

Кроме того, есть ряд проблем, которые необходимо решить незамедлительно, с тем, чтобы 2006 год не стал годом аграрного провала. В частности, нужно обеспечить:

- достаточное финансирование пересева озимых на всех площадях, где они были утрачены;

- проведение мероприятий по защите от таких угроз, как "птичий грипп";

- возможности для сельхозпроизводителей приобретать технику по лизинговым схемам;

- остановку роста цен на горюче-смазочные материалы.

 

Уважаемые коллеги!

Для роста доходов на селе, для роста сельскохозяйственной отрасли необходима, прежде всего, целостная, внутренне непротиворечивая, и реально выполнимая программа.

Недостаточно просто упомянуть такую программу в федеральном законе. Это слишком серьезный вопрос, чтобы полностью отдавать его на откуп чиновникам. Роль депутатов при разработке программы может и должна быть определяющей. Тем более, что важнейшие направления нами уже сформулированы в решениях ноябрьского съезда партии.

Все члены и сторонники партии "Единая Россия" должны понимать, что приоритетные национальные проекты – не только перечень конкретных задач. Это новый подход к развитию страны, отвечающий современным условиям и направленный на повышение качества жизни людей, усиление роли нашей страны в мировой экономике и глобальной политике.

Спасибо за внимание.