Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Борис Грызлов: Правительство обязано прислушаться к мнению "Единой России"

 Перед началом заседания Бюро Высшего совета Председатель партии "Единая Россия" Борис Грызлов прокомментировал ближайшие задачи Партии:

- У нас есть очень важный вопрос, с которого я хотел бы начать. Этот вопрос касается приоритетов партии при формировании бюджета на 2008-2010 годы. В эту весеннюю сессию нам предстоит очень важная задача – принять впервые трехлетний бюджет страны. Речь идет о внедрении механизмов среднесрочного планирования развития нашей экономики, социального развития. На съезде, который прошел в декабре прошлого года мы с вами сформулировали стратегию развития России на 10 лет. Мы приняли приоритеты нашей партии на ближайшие 10 лет. Считаю, что наша первая задача, чтобы все эти приоритеты нашли отражение в трехлетнем бюджете.

Партия парламентского большинства имеет все возможности и все основания, чтобы реально влиять на бюджет страны. Напомню, что именно благодаря нашим усилиям бюджеты 2006 и текущего 2007 года были качественно изменены по ряду важнейших направлений. Все это соответствовало нашим с вами решениям.

Бюджет 2006 года мы сделали бюджетом развития, настояв на значительном увеличении и доходной, и расходной части. Правительство опасалось, что это повлечет инфляционные риски. Но мы видим, что по итогам 2006 года инфляция составила 9%, и это тот уровень, который был запланирован правительством при обсуждении макроэкономических показателей. Так что мы можем сделать вывод, что при нормальном планировании повышение расходов не влияет на рост инфляции.

В бюджете 2006 года впервые был создан Инвестиционный фонд (69,7 млрд. руб.), впервые заложены средства на приоритетные национальные проекты (150,9 млрд. руб.). Значительно увеличены расходы по финансированию федеральных целевых программ развития Сибири и Дальнего Востока. Это решения, которые мы приняли на съезде в Красноярске.

Бюджет 2007 года мы называем "бюджетом стратегических проектов" – в нем увеличен Инвестиционный фонд (110 млрд. руб.), заложены средства на Российскую венчурную компанию (15 млрд. руб.), более чем в 1,5 раза увеличено финансирование приоритетных национальных проектов (237,8 млрд. руб.). Думаю, что именно финансирование национальных проектов надо взять под обязательный партийный контроль. Мы считаем эти национальные проекты нашими, они появились по нашей инициативе. Президент надеется именно на "Единую Россию" в плане контроля за расходованием средств на нацпроекты и в плане их реализации.

Думаю, что мы должны поставить перед Правительством сейчас, до внесения проекта трехлетнего бюджета в Государственную Думу, ряд задач, проинформировать исполнительную власть о наших безусловных требованиях к бюджету. Правительство обязано учесть мнение партии парламентского большинства.

В бюджете в первую очередь должен быть отражен наш основной приоритет – повышение качества жизни граждан. Бюджет на 2008 – 2010 годы можно будет назвать "бюджетом устойчивого роста", только если это будет устойчивый рост, в первую очередь, качества жизни наших граждан.

В частности, мы предполагаем заложить средства на повышение заработных плат бюджетникам. За эти три года реальный рост зарплаты должен быть не менее полуторакратного. В абсолютном выражении это примерно в два раза относительно заработной платы, которая будет достигнута в 2007 году.

Задача повышения минимального размера оплаты труда, которая сейчас реализуется, также должна быть заложена в бюджет. И мы говорим о том, что в 2008 году минимальная зарплата должна соответствовать прожиточному минимуму.

Мы настаиваем на более высоких темпах роста пенсий с тем, чтобы пенсия за три года выросла в 2 раза. Такую задачу мы также сформулировали на съезде в декабре прошлого года. Причем социальная пенсия для нетрудоспособного населения не была ниже прожиточного минимума.

Что касается роста пенсий, то без модернизации нынешней пенсионной системы трудно будет добиться каких-либо ощутимых результатов. У нас есть конкретные предложения, связанные, в том числе с введением мер экономического стимулирования работающих граждан к участию в добровольно-накопительной пенсионной системе.

Важно, что наши предложения не меняют структуру пенсионной реформы. Мы ставим перед собой задачу доведения размера пенсии до 40 процентов от уровня предыдущего заработка. Это очень сложная, амбициозная задача. Сегодня уровень пенсионного обеспечения не превышает 26 процентов от заработка. Тем более мы сами ощущаем, что в каждом федеральном бюджете закладываются средства для пополнения пенсионного фонда. Исключением не будет и текущий год.

Сегодня работающие граждане не обеспечивают необходимого объема Пенсионного фонда для выплаты уже назначенных пенсий сегодняшним пенсионерам. Поэтому вопрос о более серьезном отношении к добровольно-накопительной системе очень важен. Я думаю, что мы могли бы выйти с инициативой, чтобы при добровольном перечислении определенной доли заработной платы – 2 процента в накопительную часть – работодатель имел бы право перечислять из единого социального налога до 6 процентов на этот же счет конкретного работающего гражданина. В этой ситуации федеральный бюджет мог бы компенсировать эту часть ЕСН для пополнения базовой части пенсии. Это тема, которую нам необходимо обсудить с органами исполнительной власти, чтобы выйти с конкретными предложениями и заложить их в трехлетний бюджет.

В целом необходим постоянный мониторинг социальной сферы. Так, в настоящее время вызывает озабоченность ситуация на рынке лекарств. Я имею в виду обеспечение льготными лекарствами. Думаю, что нам нужно сформировать рабочую группу, которая бы проанализировала ситуацию, предложила конкретные меры по ее нормализации, в том числе, возможно, предложила варианты поправок к бюджету текущего года. В прошлом году в декабре были выделены дополнительно 10 млрд рублей для пополнения системы льготного обеспечения лекарствами, но эти деньги остались неизрасходованными. Первое, что нам надо решить – изменить бюджет так, чтобы можно было расходовать эти деньги, выделенные в декабре 2006 года. И второе предложение: для того, чтобы сегодня ликвидировать проблему с нехваткой средств, перебросить деньги, которые запланированы в 2007 году на четвертый квартал, частично на первый и второй квартал. Я имею в виду, что мы можем разобраться с этой ситуацией к четвертому кварталу из дополнительных доходов бюджета текущего года. Предлагаю возглавить эту рабочую группу депутату Ольге Георгиевне Борзовой.

Следующий блок наших бюджетных приоритетов связан с обеспечением высоких темпов и качества развития экономики – устойчивого экономического роста. В решениях съезда сформулированы предложения по увеличению инвестиционных расходов проектного характера. Для этого, в частности, необходимо продолжить наращивание средств Инвестиционного фонда в бюджете.

Инвестиции должны идти в первую очередь на инфраструктуру – аэропорты, метро, порты, дороги.

В прошлом году мы выделили городам-миллионникам по 1 миллиарду на дорожное строительство. Всего 35 млрд рублей. Напомню, это было сделано из дополнительных ресурсов. В трехлетнем бюджете необходимо продолжить начатое, и по крайней мере закрепить эти объемы и направить в 2007 году городам, численность которых от 500 тысяч до миллиона. Думаю, что мы могли бы уже в 2008 году предложить до 500 млн рублей на каждый город, имеющий 500 тысяч жителей – как дополнение к тем средствам, которые сегодня имеются. Это в основном категория городов – центров субъектов федерации.

Задачи перехода на инновационное развитие, повышения экономической конкурентоспособности России требуют роста инвестиций в новые технологии, а также поддержки стратегически важных отраслей экономики. Я имею в виду авиастроение, космос, атомную энергетику. Нам необходимо провести ревизию существующих федеральных целевых программ. Не все они имею одинаковую эффективность, не все они реализовываются.

Считаю, что ни в коем случае мы не должны мириться с тем, что деньги, которые планируются для расходов по федеральным целевым программам не выбираются в полном объеме в связи с организационными неурядицами. Это недопустимая ситуация. Поэтому ревизия действующих ФЦП сегодня обязательна.

К сожалению, часто приходится решать проблемы остаточным методом, по тем направлениям, которые должны быть приоритетны. Я имею в виду культуру и образование. Мы приняли партийный проект "Историческая память". Считаю, что расходы на культуру, на реставрацию и поддержание исторических памятников нашей истории культуры, действующих храмов – это обязательное условие для того, чтобы мы могли сказать, что мы помним нашу историю, а следовательно историю сегодняшних дней будут помнить наши потомки. Мы должны закладывать это в нашем федеральном бюджете.

Необходимо также закладывать средства на поддержку библиотек, сельских клубов. Нужно, чтобы кинотеатры пришли в наше село. Сегодня этого нет.

Доступ к культурным ценностям будет возможен не только для горожан. Это неотъемлемая черта общества равных возможностей, о чем мы заявили на съезде.

Поддержка сельского хозяйства должна стать более системной и эффективной. В прошлом году мы приняли закон "О развитии сельского хозяйства". Важной его составляющей является государственная программа по поддержке сельского хозяйства. Эта программа будет разрабатываться в этом году и вступит в силу с учетом расходов на 2008 и последующие четыре года. Это пятилетняя программа. Макроэкономические показатели программы будут формироваться с учетом депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и Правительства. Думаю, что мы сумеем отстоять приоритеты, которые будут сформулированы на уровне Высшего совета партии.

Работая над бюджетом на 2007 год, депутаты поручили Правительству до 1 января внести в Государственную Думу законопроект "О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ". Он не только не внесен, но и, насколько известно, даже не включен в законотворческие планы Правительства. Мы должны настоять на скорейшем внесении этого законопроекта. Мы не можем мириться с ситуацией, когда реформирование ЖКХ возлагается на самих жильцов. Жильцам должны быть переданы здания в исправном состоянии. Только в этом случае реформа ЖКХ будет иметь смысл. Так что и законопроект нужен, и бюджетное финансирование.

Особое внимание в бюджете должно быть уделено вопросам регионального развития.

В рамках межбюджетных отношений необходимо увеличить финансирование регионов. Мы знакомы с ориентирами среднесрочной трехлетней программы. По нашему мнению, там заложено недостаточно средств для решения вопросов межбюджетных отношений. В то же время я убежден, что в перспективе нам нужно стремиться к самодостаточности регионов. Этот принцип необходимо закладывать. Каждый субъект РФ будет с гордостью носить звание субъекта Российской Федерации, если он будет самодостаточным. Это то условие, которое мы пытаемся внедрять через региональные отделения партии на уровень субъекта федерации.

Нужно больше доверять региональной власти, которая теперь формируется по новым правилам, нужно устранять излишнюю федеральную опеку. Кандидатуры вносит президент, утверждает законодательное собрание. Это касается излишнего курирования федеральными структурами регионов. Это касается возможного сокращения расходов по такой статье, как государственное управление. Мы могли бы предложить реальные проекты сокращения числа федеральных служащих в регионах. Это тоже наша задача, которую необходимо подготовить к решению.

У нас есть ряд региональных проектов-локомотивов это "Санкт-Петербург – морская столица России", проекты социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, "Урал промышленный – Урал полярный", "Сочи-2014". Считаю, что финансирование этих проектов необходимо заложить в трехлетний бюджет в полном объеме. Это наша задача. Мы не зря проводили съезды в Красноярске и Екатеринбурге. Именно на этих съездах мы обсуждали вопросы регионального развития Сибири, Дальнего Востока и Урала.

Наша работа над бюджетом будет вестись на основе обновленного бюджетного кодекса. Законопроект о поправках в Бюджетный кодекс внесен в Государственную Думу. Это базовый документ, и он позволит решить все приоритетные задачи

Первое – это Стабилизационный фонд. Должны быть четко сформулированные ориентиры, как Стабилизационный фонд формируется и как расходуется. Сегодня этих ориентиров нет. Нет и очень важного вопроса, который мы должны внести в Бюджетный кодекс, это вопрос формирования Фонда будущих поколений.

Мы принимали решение вопроса по национальным проекта. Мы сформулировали задачи по демографическому проекту. Сейчас мы формулируем задачи по Пенсионному фонду. Считаю, что вопрос формирования Фонда будущих поколений обязателен. Без него решить поставленные задачи нереально. Это надо прописать в Бюджетном кодексе.

Вторая тема, которая отражения в бюджетном кодексе, это вопрос законодательного формулирования новых федеральных целевых программ. Принимая закон о развитии сельского хозяйства, мы приняли закон о Государственной целевой программе по поддержке сельского хозяйства. На таком уровне нам необходимо принимать решения и по другим ФЦП. Правительство должно реализовывать задачу, которая будет сформулирована в законе.

В законе о ФЦП мы можем формулировать основные подходы, механизмы и основные цифры. Далее правительство на основании этого закона готовит федеральную целевую программу. Это необходимо также заложить в бюджетный кодекс, который мы будем рассматривать.