Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Надежда Герасимова: "Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения остается одной из целей государственной социальной политики России."

23 декабря 2008г. Заместитель Председателя Государственной Думы Надежда Герасимова приняла участие в конференции-семинаре Союза пенсионеров России «Пенсионеры и власть: Развитие пенсионной системы в РФ»
Надежда Герасимова: "Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения на основе изменения политики доходов, усиления их правовой защиты, предоставления социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей государственной социальной политики России – главной задачей, которой является вложение необходимых масштабных инвестиций в человеческий капитал, в том числе в благополучие граждан старшего поколения.
Россия – страна с высокой средней долей пожилых людей в составе населения. На сегодня в стране 38,5 млн.человек составляют пенсионеры, а это 27% населения страны. Численность работающих - 72 млн. человек (численность населения страны – 142млн. чел. (в Брянской обл. – 1,3 млн.чел.)).
Нас беспокоят существенные региональные различия уровня и качества жизни пожилых людей и, что ждет сегодняшних пенсионеров и тех, кто в ближайшее время ими станет.
И когда мы говорим о разработке мер поддержки, необходимо учитывать тот факт, что социальная группа пожилых людей неоднородна по своему составу. Пенсионеры очень различны между собой и по состоянию здоровья, и по материальному положению, и по семейным связям, и по способности трудиться и т.д., а значит – имеют разные потребности.
Поэтому перед нашим обществом стоит задача научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов.
Правительство в рамках подготовки Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года с учетом бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 9 марта 2007г. и от 23 июня 2008г. предложило целевые ориентиры развития пенсионной системы и конкретные механизмы их достижения. И главное это доведение среднего размера трудовой пенсии по старости до уровня, обеспечивающего основные потребности пенсионера, как для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, подпадающих под действие «дореформенной», так и «новой» пенсионной системы – 2,5 прожиточного минимума пенсионера не позднее 2020г. (Такие показатели были характерны для «советской» системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан, которую многие вспоминают как справедливую: средняя трудовая пенсия – 100руб. в 2,5 раза превышала минимальную зарплату - 40 руб.).
С учетом поставленных, Президентом Российской Федерации задач, Правительством и Государственной Думой начата активная работа, нацеленная на общий рост доходов в стране, на улучшение системы пенсионного обеспечения.
Вот уже 6 лет с 2002 года действует новая пенсионная система, система, которая разработана под девизом – «Обеспечь свою старость сам».
Три составные части:
- базовая – государственное пенсионное обеспечение, это гарантия государства,
- страховая – обязательное пенсионное страхование, это часть, зависящая от величины заработка и выплачиваемая работодателем в качестве страховых взносов.
- накопительная – негосударственное пенсионное обеспечение, это часть, которая создается большей частью самим работающим.
Будущая пенсия зависит именно от этой части. И для того, чтобы новая пенсионная система выполнила свое предназначение, государство и негосударственные пенсионные фонды ведут активную разъяснительную работу.
Чтобы мы не говорили, но мы реально начали ощущать на себе то, что делает для пенсионеров, инвалидов, обездоленных – власть.
Я уже говорила, по данным Пенсионного Фонда РФ на 1октября 2008г. у нас 38,5 млн. пенсионеров, из них 35,7 млн.чел. получают трудовые пенсии (в Брянской обл. их почти 409 тыс.),
из них 30 млн. – это пенсионеры по старости (в Брянской обл. 282тыс.),
по инвалидности - 3,9 млн.чел. (в Брянской обл. 44.1 тыс.чел.)
по случаю потери кормильца – 1,7млн.чел. (в Брянской обл. 16.8 тыс.чел.),
Средний заработок по РФ – 17,7 тыс. руб. (в Брянской обл. -10,5 тыс.руб.),
средний размер назначенных пенсий всех видов - 4 381,1руб.,
трудовых пенсий - 4 479 руб.
по старости - 4 733,6 руб. (в Брянской обл. – 4 677руб.)
по инвалидности - 3 900 руб. (в Брянской обл. - 3 202руб.)
прожиточный минимум пенсионера составляет - 3 694 руб. (в Брянской обл. – 3 127руб.).
В 2008г. были предприняты меры по увеличению пенсий. Так, базовая часть пенсии повышена на 15% (с 1августа), страховая на 30% (на 12% - с 1 февраля.; на 7,5% - с 1апреля; на 8% - с 1августа). В среднем увеличение составило 931 руб. К концу 2008г. трудовая пенсия составит 4 644 руб. и это составит 127% прожиточного минимума пенсионера и соответствует 26,4% средней зарплаты. (За рубежом трудовая пенсия по старости, как правило, составляет от 40% до 50% от утраченного заработка, расходы на выплату пенсий составляет от12% до 15,5% от ВВП).
В 2009г. году базовая часть трудовой пенсии и все социальные пенсии будут увеличены в общей сложности на 37,2%. Страховая часть трудовой пенсии с 1 апреля увеличиться на 15,6%.
В результате к концу 2009г. средний размер социальной пенсии будет обеспечивать прожиточный минимум пенсионера и составит 4 152руб. (сейчас она составляет 3028руб, т.е. 83%).
Трудовые пенсии возрастут в среднем на 1 231 руб. и к концу 2009г. составит 5 875руб., в том числе по старости – 6 193руб.
Анализ состояния накопительной части пенсий показал, что 6,7 млн.чел. имеют отчисления в накопительную часть и только половина из них (3,27млн.) перевели средства из Пенсионного фонда РФ в Негосударственные пенсионные фонды.
На предприятиях, где созданы негосударственные корпоративные системы накопительная часть уже сейчас позволяет выплачивать более 1 245руб в месяц - это неплохая прибавка к пенсии.
Понимая, что достижение достаточного уровня пенсионного обеспечения для старшего поколения не терпит отлагательства, в 2011г. средняя пенсия по старости должна обеспечивать 2, в 2016г.- 2,5, в 2020г. – 3 прожиточных минимума пенсионеров в России.
В этих целях «дореформенным» пенсионерам предлагается увеличить зафиксированную на 01.01.2002г. денежную оценку на 10% плюс 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 01.01.1991г. Соответственно будет повышен размер страховой части трудовой пенсии у всех пенсионеров (за исключением доли, размер которой определяется уплаченными после 01.01.2002г. взносами). Средний размер повышения за счет этой меры составит в 2010 году 1700руб. (Федеральным законом от 25.11.08 № 214-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»)
Для застрахованных граждан, полностью подпадающих под действие «новой» пенсионной системы будут создаваться условия для получения трудовой пенсии на уровне 40% утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, в реальном выражении.
Для всех пенсионеров, предоставление уровня с учетом мер поддержки не ниже прожиточного минимума, начиная с 2010г.- за счет адресной соцподдержки.
Пожилые люди - это быстро растущая социально-демографическая группа. И нельзя не видеть, что они вносят значительный вклад в развитие России, являются хранителями духовных и нравственных ценностей, осуществляют посильную трудовую деятельность в разных ее проявлениях. Поэтому уже сегодня необходим решительный отход от мнения о пожилых людях как о бремени для общества и государства.
Сегодня в среднем более 30% пенсионеров по старости работают, причем в первые пять лет, после назначения пенсии доля работающих пенсионеров составляет 80-90% (по сравнению с 2001 годом численность работающих пенсионеров возросла в 1,8 раза).
Население Российской Федерации, по крайней мере, в прогнозируемом будущем не будет иметь прежнюю демографическую структуру.
По оценке демографов ожидаемый рост продолжительности жизни приведет к увеличению численности граждан пожилого возраста и в 2015 году по сравнению с 2007 годом он увеличится на 3 млн. человек, в 2020 году – на 7,6 млн. человек, в 2025 году – 9,8 млн. человек. Сегодня в России продолжительность жизни составляет в среднем 66 лет, причем у мужчин – 60 лет, а у женщин – 73 года ( в развитых экономических странах разрыв в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами составляет от 6 до 8 лет).
Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
Но в долголетии ради долголетия, в продолжительной старческой дряхлости, думаю, не нуждаются даже сами люди пожилого и старческого возраста.
Когда мы говорим о долголетии, то в первую очередь имеем в виду, очевидно, активное долголетие, творческое долголетие, профессиональное долголетие.
Но главной целью общества, государства и его граждан в этом направлении должно быть, создание условий и предпосылок именно для активного, творческого, профессионального долголетия.