Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Наталья Комарова: «Основные изменения ко второму чтению коснулись статьи 1 законопроекта, вносящей изменения в Лесной кодекс Российской Федерации»

24 декабря Государственная Дума приняла во втором чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Представляя законопроект, председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова отметила:

Основные изменения ко второму чтению коснулись статьи 1 законопроекта, вносящей изменения в Лесной кодекс Российской Федерации.

Указанная статья дополнена рядом норм, направленных на решение наиболее острых проблем в правовом регулировании лесных отношений, в том числе выявленных правоприменительной практикой.

В целях урегулирования проблемы создания и развития лесной инфраструктуры, в частности, лесных дорог, законопроект предусматривает исключение из статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации части 3 статьи 13 и дополнение его новой статьей 131 «Лесные дороги» (пункт 2 статьи 1 законопроекта). Положения данной статьи создают правовую основу частно-государственного партнерства в области проектирования, строительства, реконструкции и содержания лесных дорог.

В целях урегулирования в Лесном кодексе вопросов, связанных с осуществлением в защитных лесах вырубки лесных насаждений при использовании их в целях недропользования, создания водохранилищ, гидротехнических сооружений и линейных объектов, предлагается дополнить статью 21 Кодекса частью 51, в соответствии с которой возможность осуществления таких вырубок в защитных лесах ставится в зависимость от допустимости создания в них соответствующих объектов, что определяется правовым режимом этих лесов.

Учитывая изменения и дополнения, предлагаемые законопроектом к статьям 102 и 105 Кодекса, на практике это будет означать, что вырубка лесных насаждений в указанных целях возможна в любых защитных лесах, кроме лесопарковых и зеленых зон. В зеленых зонах вырубка лесных насаждений будет возможна для размещения гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. Создание иных объектов в зеленой зоне и, следовательно, вырубка лесных насаждений допускаются только после исключения соответствующих земель или земельных участков из состава зеленой зоны путем изменения ее границ.

Комитетом ко второму чтению реализованы предложения ряда субъектов Российской Федерации об определении в Лесном кодексе критериев, на основании которых субъектами РФ устанавливается перечень исключительных случаев заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений. При этом в Лесной кодекс предложен ряд связанных поправок – в статью 29, в статью 32 и в статью 75.

Также в законопроекте учтены предложения регионов, касающиеся совершенствования правового регулирования порядка использования лесов, в том числе защитных, для ведения сельского хозяйства в целях пчеловодства и сенокошения. В этой связи вносятся изменения в статью 38 и статью 105 Кодекса.

Изменениями в статью 38 предусматривается, что использование лесов для ведения сельского хозяйства в предпринимательских целях осуществляется на основании договоров аренды лесного участка, а в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности гражданами для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации. Одновременно пунктом 1 статьи 6 законопроекта вносятся изменения в статью 24 Земельного кодекса, регулирующую вопросы предоставления земельных участков на праве безвозмездного срочного пользования.

В новой редакции статьи 105 Лесного кодекса предусматривается возможность осуществления пчеловодства и сенокошения в зеленых зонах. Полагаем, эти виды деятельности не противоречат целевому назначению защитных лесов. При этом в целях предупреждения возможных злоупотреблений, связанных с ограничением доступа граждан на лесные участки, предоставленные в зеленых зонах для указанных целей,  запрещается возводить на них изгороди.

Еще одна проблема, которую призван урегулировать законопроект, связана с необходимостью законодательного закрепления обязанности арендаторов лесных участков компенсировать расходы на подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, которая осуществляется при проведении лесоустройства и в дальнейшем используется для проведения их кадастрового учета. Соответствующие изменения вносятся в статью 69 Лесного кодекса Эти новации – ни что иное, как закрепление де-юре уже сложившейся в лесных правоотношениях практики.

Далее, законопроектом предлагается уточнение разграничения полномочий между уровнями государственной власти в части осуществления государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, осуществления мер пожарной безопасности и проведения лесоустройства.

Кроме того, вносятся связанные изменения в статьи 96, 97 Лесного кодекса, Федеральные законы «О пожарной безопасности», «Об оружии», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми должностные лица государственных учреждений, подведомственных федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, наделяются правами и обязанностями государственных инспекторов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и государственный пожарный надзор, а также правом на ношение и применение специальных средств и служебного оружия. Данные поправки направлены на повышение эффективности государственного лесного контроля и надзора и борьбы с незаконными рубками лесных насаждений и иных нарушений лесного законодательства РФ.

Законопроектом также предложены системные поправки в статьи 81, 82, 102, 105 Лесного кодекса Российской, статьи 86 и 98 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 11 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также новая статья 81 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», направленные на решение давно назревшей проблемы оптимизации правового режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в зеленых зонах.

Суть изменений заключается в отказе от содержащегося в действующем земельном законодательстве определения зеленой зоны как части пригородной зоны и рассмотрении ее исключительно как категории защитных лесов. В этой связи предлагается установить соответствие между существовавшим до введения в действие Лесного кодекса разделением зеленой зоны на лесопарковую и лесохозяйственную часть.

При этом правовой режим лесопарковых и зеленых зон, разграничение полномочий по определению их площади, границ и функционального зонирования устанавливается непосредственно в Лесном кодексе Российской Федерации.

Правовой режим лесопарковых зон соответствует действующему правовому режиму зеленых зон, лесопарков, предусмотренному статьей 105 ЛК РФ.

Правовой режим зеленых зон (термин в новом понимании) менее жесткий, например, допускается ведение пчеловодства и сенокошения, а также размещение гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. Разработка месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской,  допускается в зеленых зонах на срок, не превышающий срока действия этих лицензий.

Кроме того, изменениями в статью 11 Федерального закона «О переводе земель…» признаются утратившими силу нормы, ограничивающие возможность перевода защитных лесов, на которых расположены зеленые зоны, случаями строительства линейных объектов и создания аэродромов. Теперь лесные участки в составе земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, можно переводить в земли иных категорий во всех предусмотренных частью 1 статьи 11 Федерального закона «О переводе земель…» случаях. Обращаю ваше внимание, что эти случаи также весьма немногочисленны (их всего три), а именно: организация особо охраняемых природных территорий; установление или изменение черты поселения; размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Одновременно в новой редакции статьи 105 Лесного кодекса предусматривается, что изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Это означает, что перевод соответствующих  лесных участков в земли иных категорий  может осуществляться только при условии  включения в состав зеленых зон  равноценных лесных участков.

Полагаем, что предложенный законопроектом подход к определению правового режима зеленых зон позволит соблюсти баланс между необходимостью развития территорий, транспортной, энергетической и иных инфраструктур, интересами хозяйствующих субъектов и природоохранными требованиями.







Пресс-служба