Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Татьяна Яковлева: Значение системы лекарственного обеспечения очень сложно преувеличить

Сегодня открылся форум «Человек и лекарства». Выступая перед участниками мероприятия, Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», член Комитета Государственной Думы по охране здоровья, доктор медицинских наук  Татьяна Яковлева отметила:

Главная цель социальной политики российского государства заключается в последовательном повышении уровня и качества жизни населения. Соблюдение основных социальных гарантий, в том числе по обеспечению доступности и качества медицинской лекарственной помощи, повышение качества социальной среды и здоровья нации – приоритет, являющийся в условиях кризиса особенно значимым.

Вместе с тем, необходимо констатировать, что нерешенные или решенные частично проблемы в сфере лекарственного обеспечения в условиях экономического кризиса стали играть особую роль. Учитывая данный факт, одна из главных задач текущего момента и в том числе нашего сегодняшнего мероприятия: не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения, в том числе из-за роста стоимости медицинских и лекарственных препаратов; не откладывая, качественно преобразовать систему лекарственного обеспечения страны. 

Значение системы лекарственного обеспечения очень сложно преувеличить. Тот факт, что в рамках оказания медицинской помощи, основная масса назначений – а именно около 95% – составляет назначение лекарств, говорит сам за себя. От того, насколько полно удовлетворяются потребности в препаратах, во многом зависит уровень здоровье населения,  продолжительность и качество жизни.

Переходя к рассмотрению текущего состояния и возможных путей совершенствования системы лекарственного обеспечения, невозможно не отметить, что это крайне сложный механизм, где методы экономической, социальной политики государства должны идти рука об руку с широким рядом юридических, морально-этических, научных подходов и норм.

Основные стратегии и механизмы управления системой лекарственного обеспечения, существующие сегодня в наиболее развитых странах, совершенствовались на протяжении длительных исторических отрезков. И даже эти системы, опирающиеся на более широкие финансовые возможности государства и населения, не могут быть идеальными примерами для слепого копирования. Советская модель, по целому ряду параметров являвшаяся в своё время передовой, также не может быть образцом для построения современной системы лекарственного обеспечения ввиду произошедших кардинальных изменений социально-экономического характера. Мы должны найти свой собственный путь построения максимально эффективной, ориентированной на здоровье и качество жизни человека системы лекарственного обеспечения. Это предполагает решение целого ряда сложных задач, на возможных путях решения которых, мне и хотелось бы остановиться в рамках данного выступления.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на комплексность проблем данной сферы. Система лекарственного обеспечения включает в себя практически весь жизненный цикл фармпродукции, начиная с разработки и заканчивая розничными продажами. Узкий подход к анализу и выработки решения, без внимания к системе в целом, не может быть успешным, способен нарушить крайне тонкий и чувствительный механизм функционирования системы лекарственного обеспечения. Соответственно данное положение диктует необходимость скорейшей разработки целостной Концепции национальной лекарственной политики, её широкого общественного обсуждения и внедрения в качестве основы построения эффективной политики в рассматриваемой сфере. 

Накопленный за последние два десятилетия опыт существования в рамках рыночной системы позволяет утверждать, что рыночные принципы не могут быть основой системы лекарственного обеспечения. В фундаменте этой системы лежит фармацевтический бизнес, основным ориентиром которого является прибыль, а царствуют - законы рынка, часто далёкие от законов морали.  Государство должно взять на себя ответственность за доступность, качество, стабильность и равноправие системы лекарственного обеспечения населения и последовательно реализовывать данные принципы во всех звеньях рассматриваемой цепочки.  Не закон рынка, а фундаментальный закон социальной справедливости должен стать определяющим в выборе вектора развития системы лекарственного обеспечения. 

Процесс коммерциализации отечественной системы здравоохранения, и в частности лекарственного обеспечения едва ли можно остановить, однако необходимо остановить процессы деформации регуляторной системы государства рынком, снижающим за счёт коррупции, а также других легальных и нелегальных методов эффективность этой системы, приводящим к нарушению прав пациента, высоким соплатежам населения за лекарственную помощь.

В настоящее время менее 10% граждан страны могут рассчитывать получить необходимые лекарства в рамках государственного возмещения стоимости лекарств - ДЛО (не более 2 млн. человек), программа «7 нозологий» (40 тыс. человек), «региональная льгота» (7-8 млн. человек). И такая ситуация существует несмотря на то, что объем финансирования лекарств для льготных категорий граждан в России ежегодно увеличивается на 15-30%. Однако сам рост расходов государства на здравоохранение, являясь безусловно крайне значимым фактором, не должен быть единственным инструментом реализации принципа доступности и качества препаратов населению. 

В условиях кризиса особенно недопустимо снижение расходов на лекарства в рамках государственных программ, и наше государство последовательно реализует данный принцип. Вместе с тем, даже при сохранении текущих объёмов финансирования повышение эффективности системы управления системой лекарственного обеспечения может дать качественный скачок реализации права любого члена нашего общества на лекарственную помощь. Мы должны сознавать, что просто увеличение финансирования на лекарственное обеспечение без радикальных изменений в этой сфере не способно привести к положительным результатам. Перечень этих проблем широк и достаточно хорошо известен, наша задача – найти политическое мужество и проявить мудрость в их решении.

Очевидный факт, что мы должны ускоренно решить проблемы в сфере стандартизации, регистрации, остро вставшие вопросы в плоскости ценообразования, ускоренно внедрить в практику управления лекарственным обеспечением фармаэкономические принципы. Нужно, не откладывая, повысить доказательность эффективности и клинической оправданности используемых в госпрограммах лексредств. Особое внимание уже в ближайшее время должно быть сконцентрировано на решении задач обеспечения лекарствами уязвимых групп населения - жителей отдаленных регионов, военных гарнизонов, домах престарелых, детей в интернатах, одиноких и тяжелобольных и т.д. Должны быть предприняты срочные меры для развития ресурсной базы системы лекарственного обеспечения. Развитие отечественной фармацевтической индустрии должно стать одним из наших приоритетов.

Не могу не остановиться на остро стоящей в настоящее время проблеме ценообразования. Борьба с ростом цен на лекарства – головная боль всех развитых стран, т.к. расходы на лекарства могут оставлять до 30 % всех государственных затрат на здравоохранение, к тому же это является серьезной проблемой для семейного бюджета населения. На отечественном фармацевтическом рынке ежегодно наблюдается рост средних цен на лекарственные средства. Причины роста обусловлены удорожанием ресурсов производителя и розничных операторов. В среднем, годовая инфляция на медикаменты оценивается в пределах 10-12%.

В 2008 году ценовая инфляция на медикаменты была зафиксирована в коридоре 15-16%, что несколько выше, чем ожидалось. Наибольший процент роста цен пришелся на 4-ый квартал 2008 года. За последний квартал 2008 года цены на медикаменты выросли на 6% к аналогичному предыдущему периоду (3 квартал 2008). В условиях кризиса (при снижении курса рубля по отношению к ключевым мировым валютам, удорожании банковских кредитов и объективно вытекающего из этого роста цен на продукцию импортного производства, в частности ЛС, а также из-за сложностей ликвидности и нестабильности финансовой ситуации, которые испытывает  товаропроводящая цепочка) индекс цен по итогам 2009 года может достичь уровня 1,35. На фоне объективно происходящего определённого снижения уровня покупательной способности населения данные тенденции носят, безусловно, тревожный характер. Вместе с тем, формируя подходы к решению данной проблемы необходим крайне взвешенный подход.

Накоплен значительный мировой опыт в подходах к решению данного вопроса, опыт который мы должны сейчас максимально использовать. В большинстве стран государственное прямое и/или косвенное регулирование цен на ЛС является обычной практикой. При этом необходимо помнить, что основные стратегии и методы формирования цен на лекарства, которые используют сегодня в наиболее экономически развитых странах, формировались и совершенствовались на протяжении более полувека. Любые недостаточно продуманные меры в данной плоскости могут иметь нежелательные социальные последствия.

Следует принимать во внимание, что регулирование цен на фармпрепараты, с одной стороны, может обеспечить снижение цен на лекарства, что будет способствовать повышению уровня социальной защиты населения и экономии бюджетных средств. С другой стороны, регулирование цен может привести к дефициту качественных и эффективных лекарств, ограничению использования принципиально новых препаратов и в определенной степени сдерживанию внедрения в медицинскую практику инновационных лекарств (особенно в условиях тотальной зависимости отечественной системы лекарственного обеспечения от продукции иностранного производства).

Учитывая высокую социальную значимость указанного вопроса, возможные социальные последствия неадекватных его решений, к разработке конкретного механизма обязательной регистрации цен на аптечную продукцию нужно подойти с особенной тщательностью, с широким привлечением экспертного сообщества.

Параллельно же с разработкой целостной системы контроля за ценами  необходимо усилить действия ФАС в отношении контроля на ценами как производителей, так и аптечных сетей, часто устанавливающих монопольные цены, нарушающие интересы потребителей. Кроме того, необходимо усилить антикоррупционный контроль над системой расходования бюджетных средств в рамках государственных программ лекарственного обеспечения.



Пресс-служба