Олег Морозов: в строительстве надо перейти от лицензирования к саморегулированию
5 ноября 2009 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «Перспективы и проблемы создания и деятельности саморегулируемых организаций в строительной области. Основные направления совершенствования законодательства». Открывая слушания, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов сказал: «Сегодня мы обсуждаем вопрос, который нас действительно волнует. И не только потому, что он действительно важен, и мы собираемся принимать достаточно смелые, новаторские решения в законодательстве и системе развития строительной области, но и потому, что этот вопрос вызвал острую дискуссию.
По этому вопросу достаточно много мнений. Но, наблюдая за этой дискуссией, зная позицию Комитета Думы по строительству и земельным отношениям, зная вектор развития законодательства, вижу: в главном мы сходимся. В том, что нужно уходить от действующей системы, которая была основана на принципе лецензированния, к новой системе, которая основана на введение института саморегулирования. Здесь мы, пожалуй, не открываем Америки. Ведь если заглянуть в историю, изучить мировой опыт, мы увидим, что этот институт саморегулирования достаточно активно применяется.
Но главная проблема состоит в том, что мы - особый социум, наделенный исторически таким количеством различных наслоений в своем развитие, что нам всякий переход от одной действующей системы к другой дается непросто. Это даже при том, что большинство из нас понимает, что действующий сегодня корабль лицензирования настолько себя скомпрометировал и настолько оброс этими ракушками, связанными с всевластием и бюрократией, что внутри него очень сложно развиваться и нужно искать какие-то другие решения, основанные на опыте и новых требованиях.
Первое, что мы хотели бы сделать - это найти такие решения, которые снимут все предыдущие барьеры и дадут возможность нашей строительной отрасли развиваться эффективно, высокими темпами и с высоким качеством. Этот переход также должен поменять и менталитет участников строительного рынка. Кажется, Наполеон говорил, что есть два стимула человеческой деятельности - страх и личная выгода. Не знаю, насколько был прав Наполеон, но понятно, что страх не так эффективен, как стимул, связанный с поиском выгоды.
Переходить или не переходить к новой системе. Не получится ли так, что уйдем к новой системе и потеряем контроль, что не будет такого эффективного надзора? По-человечески, я понимаю эти опасения. Но поэтому мы и решаем вместе эту задачу, для того собираемся вместе, чтобы найти такие инструменты, которые бы позволили с одной стороны сделать систему более транспорентной, демократичной, открытой, а, с другой стороны, сохранили все преимущества и все правильные инструменты института прежней системы.
Если честно, мы вообще лишены выбора, когда принимаем это решение. У нас нет другого пути. Есть общий вектор развития нашей страны, нашей политической и экономической системы. Это вектор направлен к демократизации, усилению влияния институтов гражданского общества. Везде. И в политике, и в экономике. Поэтому, переход к институту саморегулирования – это, фактически, один из дополнительных шагов в части совершенствования и укрепления институтов гражданского общества, к чему собственно мы все и стремимся, и к чему призывает нас президент Российской Федерации - Дмитрий Анатольевич Медведев, в частности, в своем Послании к Парламенту РФ. Поэтому я хотел бы пожелать вам сегодня и острых дискуссий, и интересных докладов, ну а главное: в итоге не ошибиться и принять единственно правильные, выверенные, взвешенные решения, основанные на вашем, в том числе экспертном мнение. В добрый путь! Предлагаю преступить к работе».
Пресс-служба
По этому вопросу достаточно много мнений. Но, наблюдая за этой дискуссией, зная позицию Комитета Думы по строительству и земельным отношениям, зная вектор развития законодательства, вижу: в главном мы сходимся. В том, что нужно уходить от действующей системы, которая была основана на принципе лецензированния, к новой системе, которая основана на введение института саморегулирования. Здесь мы, пожалуй, не открываем Америки. Ведь если заглянуть в историю, изучить мировой опыт, мы увидим, что этот институт саморегулирования достаточно активно применяется.
Но главная проблема состоит в том, что мы - особый социум, наделенный исторически таким количеством различных наслоений в своем развитие, что нам всякий переход от одной действующей системы к другой дается непросто. Это даже при том, что большинство из нас понимает, что действующий сегодня корабль лицензирования настолько себя скомпрометировал и настолько оброс этими ракушками, связанными с всевластием и бюрократией, что внутри него очень сложно развиваться и нужно искать какие-то другие решения, основанные на опыте и новых требованиях.
Первое, что мы хотели бы сделать - это найти такие решения, которые снимут все предыдущие барьеры и дадут возможность нашей строительной отрасли развиваться эффективно, высокими темпами и с высоким качеством. Этот переход также должен поменять и менталитет участников строительного рынка. Кажется, Наполеон говорил, что есть два стимула человеческой деятельности - страх и личная выгода. Не знаю, насколько был прав Наполеон, но понятно, что страх не так эффективен, как стимул, связанный с поиском выгоды.
Переходить или не переходить к новой системе. Не получится ли так, что уйдем к новой системе и потеряем контроль, что не будет такого эффективного надзора? По-человечески, я понимаю эти опасения. Но поэтому мы и решаем вместе эту задачу, для того собираемся вместе, чтобы найти такие инструменты, которые бы позволили с одной стороны сделать систему более транспорентной, демократичной, открытой, а, с другой стороны, сохранили все преимущества и все правильные инструменты института прежней системы.
Если честно, мы вообще лишены выбора, когда принимаем это решение. У нас нет другого пути. Есть общий вектор развития нашей страны, нашей политической и экономической системы. Это вектор направлен к демократизации, усилению влияния институтов гражданского общества. Везде. И в политике, и в экономике. Поэтому, переход к институту саморегулирования – это, фактически, один из дополнительных шагов в части совершенствования и укрепления институтов гражданского общества, к чему собственно мы все и стремимся, и к чему призывает нас президент Российской Федерации - Дмитрий Анатольевич Медведев, в частности, в своем Послании к Парламенту РФ. Поэтому я хотел бы пожелать вам сегодня и острых дискуссий, и интересных докладов, ну а главное: в итоге не ошибиться и принять единственно правильные, выверенные, взвешенные решения, основанные на вашем, в том числе экспертном мнение. В добрый путь! Предлагаю преступить к работе».
Пресс-служба