Вмешательство государства в ситуацию с ценами на лекарства должно быть эффективным, - Татьяна Яковлева
Выступая сегодня в Калуге на совещании по вопросам мониторинга цен на лекарственные препараты и качества оказания медико-социальной помощи в Центральном федеральном округе, Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», член Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева отметила:
По итогам 9 месяцев 2009 года объем коммерческого рынка лекарств вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составил 207 млрд. рублей в потребительских ценах с НДС. Однако основным фактором роста коммерческого рынка лекарственных средств в России в период кризиса стало подорожание препаратов. В натуральном выражении за тот же период потребление лекарств снизилось на 9%. Это значит, что люди уже недополучают необходимых им медикаментов!
Одна из основных проблем на рынке лекарств связана с тем, что в России нет единой методики и системы поэтапного контроля в сфере ценообразования. В результате надбавки на лекарства в 10 регионах России составляют от 50 до 100%, а еще в 34 регионах – 30-50%. Даже внутри одного федерального округа наблюдается разнонаправленная тенденция. В отдельных субъектах Федерации цены в амбулаторном сегменте достаточно серьезно снижаются, а в других субъектах, наоборот, повышаются. Разница в ценах от 20 до 50% может быть и внутри одного субъекта.
Среди возможных механизмов регулирования коммерческого рынка лекарств - заключение соглашений о цене и надбавках по всей цепочке от производителя до аптеки и введения мониторинга за ценами. Государственная регистрация предельных отпускных цен должна производиться исходя из себестоимости лекарств, с учетом затрат производителей на модернизацию производства и научно-исследовательскую работу. Переход к новой системе контроля за ценообразованием должен включать запрет на продажу препаратов, цены на которые не были зарегистрированы в отведенный срок, и изъятие в пользу государства доходов от завышенных цен и необоснованных торговых надбавок.
Однако, вмешательство государства в ситуацию с ценами на лекарства должно быть эффективным, но аккуратным. Неразумные и жесткие ценовые ограничения на отдельные препараты потенциально могут привести к дефициту. Задача исполнительной власти - обеспечить мягкий, но эффективный режим регулирования, чтобы цены на лекарства в России стали обоснованны и подконтрольны.
Усугубляет ситуацию и наличие фальсификата: доля фальсифицированных лекарств на российском фармацевтическом рынке по ряду оценок составляет ориентировочно 12%. Как автор законодательной инициативы, которая в настоящее время находится на рассмотрении экспертного совета фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе, предлагаю закрепить в федеральном законодательстве базовые нормы об обязательной маркировке каждого лекарственного препарата, поступающего в розничную торговлю, специальными знаками, свидетельствующими о том, что конкретный препарат не является фальсифицированным и не представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.
В законопроекте предлагается использование специального технического средства подтверждения качества и безопасности лекарственных средств и дополнительной защитной маркировки, содержащейся на внешней упаковке лекарственного средства. Такая маркировка должна вводиться на основе высокотехнологичных исследований лекарственных средств, проводимых в создаваемых в настоящее время Росздравнадзором специальных независимых государственных лабораторий для выявления некачественных лекарственных средств. Таким образом, мы сможем, используя современные технологии, защитить наших граждан от некачественных лекарственных средств.
Комплексное преобразование системы лекарственного обеспечения в России, в том числе и решение вышеуказанных структурных проблем в данной сфере, уже длительное время не может быть завершено по ряду объективных причин. Во-первых, это отсутствие государственной политики в отношении системы лекарственного обеспечения, построенной на четких продуманных, отвечающих интересам государства и общества приоритетах. Во-вторых, немаловажную роль играет отсутствие центра силы по реформированию системы лекарственного обеспечения.
Позитивной подвижкой в этом направлении стало создание Совета по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве РФ под руководством И.И. Сечина. В перспективе считаю необходимым наделить этот орган дополнительными полномочиями для реализации всего спектра механизмов преобразования отрасли. Считаю, что опыт И.И. Сечина по структурированию энергетического сектора уникален и должен быть обязательно использован в фармацевтической отрасли, являющейся основой системы лекарственного обеспечения. Следующим шагом, который пришло время сделать уже сейчас, на мой взгляд, должно стать создание Совета фармацевтического рынка. Данный орган является платформой для согласования интересов участников рынка со стороны государства, коммерческих игроков и потребителей. Именно он способен в будущем стать ключевым регулятором социально значимых процессов на фармацевтическом рынке, в том числе и в сфере доступности и качества лекарственного обеспечения.
Пресс-служба
По итогам 9 месяцев 2009 года объем коммерческого рынка лекарств вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составил 207 млрд. рублей в потребительских ценах с НДС. Однако основным фактором роста коммерческого рынка лекарственных средств в России в период кризиса стало подорожание препаратов. В натуральном выражении за тот же период потребление лекарств снизилось на 9%. Это значит, что люди уже недополучают необходимых им медикаментов!
Одна из основных проблем на рынке лекарств связана с тем, что в России нет единой методики и системы поэтапного контроля в сфере ценообразования. В результате надбавки на лекарства в 10 регионах России составляют от 50 до 100%, а еще в 34 регионах – 30-50%. Даже внутри одного федерального округа наблюдается разнонаправленная тенденция. В отдельных субъектах Федерации цены в амбулаторном сегменте достаточно серьезно снижаются, а в других субъектах, наоборот, повышаются. Разница в ценах от 20 до 50% может быть и внутри одного субъекта.
Среди возможных механизмов регулирования коммерческого рынка лекарств - заключение соглашений о цене и надбавках по всей цепочке от производителя до аптеки и введения мониторинга за ценами. Государственная регистрация предельных отпускных цен должна производиться исходя из себестоимости лекарств, с учетом затрат производителей на модернизацию производства и научно-исследовательскую работу. Переход к новой системе контроля за ценообразованием должен включать запрет на продажу препаратов, цены на которые не были зарегистрированы в отведенный срок, и изъятие в пользу государства доходов от завышенных цен и необоснованных торговых надбавок.
Однако, вмешательство государства в ситуацию с ценами на лекарства должно быть эффективным, но аккуратным. Неразумные и жесткие ценовые ограничения на отдельные препараты потенциально могут привести к дефициту. Задача исполнительной власти - обеспечить мягкий, но эффективный режим регулирования, чтобы цены на лекарства в России стали обоснованны и подконтрольны.
Усугубляет ситуацию и наличие фальсификата: доля фальсифицированных лекарств на российском фармацевтическом рынке по ряду оценок составляет ориентировочно 12%. Как автор законодательной инициативы, которая в настоящее время находится на рассмотрении экспертного совета фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе, предлагаю закрепить в федеральном законодательстве базовые нормы об обязательной маркировке каждого лекарственного препарата, поступающего в розничную торговлю, специальными знаками, свидетельствующими о том, что конкретный препарат не является фальсифицированным и не представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.
В законопроекте предлагается использование специального технического средства подтверждения качества и безопасности лекарственных средств и дополнительной защитной маркировки, содержащейся на внешней упаковке лекарственного средства. Такая маркировка должна вводиться на основе высокотехнологичных исследований лекарственных средств, проводимых в создаваемых в настоящее время Росздравнадзором специальных независимых государственных лабораторий для выявления некачественных лекарственных средств. Таким образом, мы сможем, используя современные технологии, защитить наших граждан от некачественных лекарственных средств.
Комплексное преобразование системы лекарственного обеспечения в России, в том числе и решение вышеуказанных структурных проблем в данной сфере, уже длительное время не может быть завершено по ряду объективных причин. Во-первых, это отсутствие государственной политики в отношении системы лекарственного обеспечения, построенной на четких продуманных, отвечающих интересам государства и общества приоритетах. Во-вторых, немаловажную роль играет отсутствие центра силы по реформированию системы лекарственного обеспечения.
Позитивной подвижкой в этом направлении стало создание Совета по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве РФ под руководством И.И. Сечина. В перспективе считаю необходимым наделить этот орган дополнительными полномочиями для реализации всего спектра механизмов преобразования отрасли. Считаю, что опыт И.И. Сечина по структурированию энергетического сектора уникален и должен быть обязательно использован в фармацевтической отрасли, являющейся основой системы лекарственного обеспечения. Следующим шагом, который пришло время сделать уже сейчас, на мой взгляд, должно стать создание Совета фармацевтического рынка. Данный орган является платформой для согласования интересов участников рынка со стороны государства, коммерческих игроков и потребителей. Именно он способен в будущем стать ключевым регулятором социально значимых процессов на фармацевтическом рынке, в том числе и в сфере доступности и качества лекарственного обеспечения.
Пресс-служба