Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Авария 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС - крупнейшая в истории катастрофа на гидроэнергетическом объекте России, - Пехтин

На пленарном заседании Государственной Думы 25 декабря 2009 года первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», сопредседатель парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года Владимир Пехтин выступил с докладом об итогах работы комиссии:

Авария 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС - крупнейшая в истории катастрофа на гидроэнергетическом объекте России и одна из самых значительных в истории мировой гидроэнергетики.

Именно огромные масштабы разрушений, которые привели к гибели людей, возникновению дефицита электроэнергии, потерям в экономике региона и страны стали причинами проведения парламентского расследования.

Инициатива создания парламентской комиссии принадлежала Государственной Думе, ее Председателю Грызлову Борису Вячеславовичу.

Основными целями деятельности Комиссии стали:

- выявление причин и условий возникновения обстоятельств, приведших к аварии;
- анализ действий должностных лиц;

- подготовка предложений по недопущению в будущем подобного рода катастроф и происшествий.

Комиссия провела 12 заседаний с учетом выездных. Члены комиссии работали на месте трагедии в поселке Черемушки, а также на предприятиях, производящих гидрооборудование в г. Санкт-Петербурге.

В Комиссию была представлена подробная информация от органов государственной власти, министерств, ведомств и других организаций. Хочу особо подчеркнуть, что ни одного случая отказа от предоставления материалов и документов не было.

Были заслушаны:

- министр энергетики Российской Федерации Сергей Иванович Шматко;

- заместители Министра Синюгин и Светлицкий;

- руководитель Ростехнадзора Николай Георгиевич Кутьин;

- исполняющий обязанности Председателя Правления ОАО «РусГидро» Василий Александрович Зубакин;

- руководители ОАО «Системный оператор ЕЭС», ОАО «Федеральная сетевая компания» и другие. 

Под руководством членов Комиссии Маслюкова Юрия Дмитриевича и Рыжкова Николая Ивановича была сформирована Экспертная группа, в которую вошли ведущие ученые Российской Академии Наук, руководители и признанные специалисты энергетических и проектных институтов, предприятий электротехнической промышленности - всего более 30 экспертов. 

Членами комиссии в полном объеме был  проведен анализ технической составляющей аварии и действий должностных лиц. Дана оценка законодательства по вопросам обеспечения безопасности на особо опасных объектах при их проектировании, строительстве и эксплуатации.

Итоговый доклад Комиссии со всеми приложениями размещен в сети Интранет, с материалами которого вы уже ознакомились. Поэтому я хочу остановиться только на некоторых ключевых моментах этого документа.

Комиссия пришла к выводу, что авария на станции стала следствием целого комплекса причин технического, организационного и нормативно-правового характера, включая недопустимо низкую ответственность руководства станции и эксплуатационного персонала. Не был должным образом организован постоянный мониторинг технического состояния оборудования оперативно-ремонтным персоналом, качество ремонтных работ не контролировалось, имели место случаи злоупотребления служебным положением при организации ремонтов.

Основной причиной аварии стало непринятие мер к оперативной остановке второго гидроагрегата и выяснению причин повышенной вибрации. Напомню, что в последние 13 минут до катастрофы амплитуда вибрации подшипника крышки турбины увеличилась до 840 микрометров при максимальном допустимом значении 160 микрометров, то есть более чем в пять раз. Любой специалист прекрасно понимает, что это запредельные перегрузки, и в этой ситуации главный инженер станции и контролирующие технические службы обязаны были принять решение об остановке второго агрегата.

Развитие аварии от разрушения отдельного гидроагрегата до выхода из строя гидростанции явилось следствием отсутствия в системе управления станцией (АСУ ТП) необходимого комплекса защитных мер в отношении оборудования и персонала станции.

Губительным фактором стало размещение помещений для персонала на отметках, подверженных затоплению, а также отсутствие в этих помещениях эвакуационных выходов на безопасные отметки.

Это в полной мере относится и к размещению оборудования систем технологических защит, связи, управления в местах, подверженных гидромеханическому воздействию, в результате чего с первых минут аварии было полностью потеряно управление оборудованием станции.

Также обстоятельствами, способствующими аварии, стали:

- отсутствие авторского надзора за работой гидроагрегатов со стороны института "Ленгидроэнергопроект", а также со стороны завода-изготовителя - производственного объединения "Ленинградский металлический завод";

- исключение требований лицензирования ремонтной деятельности на энергетических объектах, что способствовало снижению профессионального уровня ремонтных организаций и качества проводимых работ;

- необеспечение должного внимания к безопасности функционирования станции структурами управления ОАО "РусГидро";

- низкий уровень персональной ответственности технических руководителей и эксплуатационного персонала за вверенные объекты электроэнергетики;

- отсутствие системы профессиональной подготовки главных технических специалистов и как, следствие, снижение уровня квалификации руководящих кадров, работающих в отрасли, и принижение роли инженерных служб и в частности главного инженера.

Все это привело к масштабной катастрофе, унесшей жизни семидесяти пяти человек. Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС болью откликнулась в сердцах многих людей в нашей стране. В адрес комиссии поступали многочисленные письма от простых инженеров, специалистов-гидротехников, где они выражали свои соболезнования, излагали собственное мнение о случившемся и пути недопущения повторения подобных аварий. Хочу привести пример одного специалиста-гидротехника Веры Николаевны Алéксинской. Она написала, дословно читаю: «Саяно-Шушенская ГЭС - детище трудов ученых, инженеров, строителей, исследователей по самым различным специальностям попало в руки недобросовестных и некомпетентных людей. Если так, это не только аморально и преступно, но и крайне опасно». По данным социологических опросов, относительное большинство россиян – это более 46 процентов - возлагает ответственность за аварию, произошедшую на Саяно-Шушенской ГЭС, на ее руководство и персонал.

Системный анализ, проведенный рабочими группами парламентской комиссии, дает нам полное основание назвать должностных лиц, причастных к аварии. Подчеркну, что вопрос довольно сложный, и многие считают, что перечень не нужно приводить, но, на наш взгляд, это необходимо сделать. Итак, это:      
     
Неволько Николай Иванович – директор Саяно-Шушенской ГЭС;

Митрофанов Андрей Николаевич – первый заместитель директора, главный инженер Саяно-Шушенской ГЭС;

Шерварли Евгений Игоревич – заместитель главного инженера по эксплуатации Саяно-Шушенской ГЭС;

Никитенко Геннадий Иванович – заместитель главного инженера по технической части Саяно-Шушенской ГЭС;

Матвиенко Александр Владимирович – начальник службы мониторинга оборудования филиала ОАО «РусГидро»;

Погоняйченко Игорь Юрьевич – начальник оперативной службы филиала ОАО «РусГидро»;

Пересторонин Александр Иванович – начальник производственно-технической службы филиала ОАО «РусГидро»;

Чуричков Николай Васильевич – начальник службы надежности и техники безопасности филиала ОАО «РусГидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего»;

Чупров Андрей Иванович – начальник службы технологических систем управления филиала ОАО «РусГидро»;

Юсупов Тимур Маратович – заместитель руководителя Бизнес-единицы «Производство» ОАО «РусГидро», директор по эксплуатации ОАО «РусГидро»;

Толошинов Александр Валентинович – член Правления ОАО «РусГидро», Управляющий директор, Руководитель дивизиона «Сибирь» (2002-2006гг. - генеральный директор ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС имени        П. С. Непорожнего»);

Чиглинцев Михаил Иванович - заместитель начальника службы экономической безопасности и режима; с 03.08.2009г. по 21.08.2009г. – исполняющий обязанности начальника штаба ГО и ЧС службы экономической безопасности и режима (в соответствии с приказом № 166к от 03.08.2009г. заместитель директора филиала ОАО «РусГидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени  П.С. Непорожнего»);

Дорофеев Николай Павлович – начальник Департамента технической инспекции ОАО «РусГидро»;

Клочков Роман Викторович – начальник Департамента планирования ремонтов, технического перевооружения и реконструкции ОАО «РусГидро»;

Кроме тех, кто причастен непосредственно к эксплуатации гидроэнергетических объектов, есть и люди, которые должны этот процесс контролировать:

Баклицкий Леонид Владимирович – Руководитель МТУ Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу (на 04.07.2008г.);

Коновалов Анатолий Николаевич – Заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу (на 04.07.2008г.);

Руководство ООО «НПФ «Ракурс» (Чернигов Леонид Михайлович) и ООО «Промавтоматика» (Ларионов Александр Анатольевич).

Комиссия на основании пункта 4 статьи 25 Федерального закона «О парламентском расследовании» предлагает освободить от занимаемых должностей большинство указанных лиц, действия или бездействие которых привели к возникновению катастрофы.

Комиссия обращается к Следственному комитету при Генеральной Прокуратуре Российской Федерации с просьбой определить степень виновности лиц, причастных к аварии.

Оценивая действия по ликвидации последствий аварии, Комиссия считает необходимым отметить героические усилия сотрудников станции, которые вручную осуществили сброс аварийно-ремонтных затворов водоприёмников, прекратив поступление воды в машинный зал, и тем самым предотвратив развитие аварии. Это Евгений Кондратцев, Ильдар Багаутдинов, Александр Катайцев, Николай Третьяков и Павел Майоршин.

Также Комиссия отмечает оперативную и эффективную деятельность Правительства РФ и Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и обеспечению устойчивого энергоснабжения потребителей объединенной энергосистемы Сибири под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Ивановича Сечина, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Правительства республики Хакасия.

Особое внимание Комиссии было уделено решению социальных вопросов людей, пострадавших в результате аварии на станции.

На совещании о ходе ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в Национальном центре управления кризисными ситуациями МЧС России Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин сказал: «социальная поддержка не должна носить разового характера… Нужно помочь семьям пострадавших решить долгосрочные жизненные проблемы - такие, как обеспечение жильем, работой, образование детей. А также - обеспечить работой всех сотрудников гидростанции на время ее ремонта, реконструкции».

На наш взгляд, слова Председателя Правительства – это главная гарантия того, что людям действительно помогут.

По информации на сегодняшний день, уже выплачено 135 млн. рублей, а всего в виде компенсаций семьям погибших и пострадавшим будет выплачено более 300 млн. рублей, что составит более 4 млн. каждой семье. Погашены банковские кредиты погибших в аварии, оказывается помощь в трудоустройстве членов семей пострадавших, приобретены 17 квартир, еще 3 квартиры находятся в стадии оформления.

Совместно с Правительством Хакассии была проведена работа по переводу всех студентов (11 человек) из семей погибших, обучавшихся на коммерческих условиях в учебных заведениях, на бюджетные места. 

В целях обеспечения восстановительных работ  на станции была увеличена штатная численность на 80 единиц, куда в первую очередь принимаются члены семей погибших. Ведется прием и в другие организации, участвующие в восстановлении ГЭС. На сегодняшний день трудоустроено 28 человек.  В процессе трудоустройства 13 чел.

Сейчас необходимо продолжить решать долгосрочные жизненные проблемы, касающиеся социального обеспечения семей погибших и пострадавших, выпустив специальное Постановление Правительства Российской Федерации.

Комиссия также считает необходимым рассмотреть возможность закрепления Фондом социального страхования бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение родственникам погибших и пострадавшим, включая родителей и совершеннолетних детей.
По результатам работы Парламентская комиссия выработала рекомендации Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию.

Остановлюсь на некоторых из них, на главных:

- разработать и принять в приоритетном порядке пакет нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность стратегически важных для национальной безопасности производственных и технических объектов;

- выработать критерии оценки состояния энергетических объектов, в том числе безопасности, и закрепить их в технических регламентах.

Необходимо в кратчайшие сроки принять технические регламенты «О безопасности электрических станций и сетей», «О безопасности высоковольтного оборудования», «О безопасности электроустановок». Все указанные регламенты прошли первое чтение. Также необходимо в кратчайшие сроки разработать и внести в Государственную Думу проекты технических регламентов «О безопасности электроэнергетических систем» и «О безопасности гидротехнических сооружений». Всего требуют принятия и внесения изменений 19 нормативно-правовых актов.

Далее:

- разработать Федерально-целевую программу модернизации электроэнергетики с комплексом мер по обеспечению необходимых объемов финансирования капитальных вложений в основные фонды отрасли;

- рассмотреть вопрос о повышении эффективности государственного управления в сфере энергетики с целью ликвидации научно-технического и промышленного отставания энергетической отрасли и повышения надежности и безопасности функционирования и развития единой энергетической системы России;

- создать независимую структуру контроля, преобразовав Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору в Федеральную службу по атомному, технологическому и энергетическому надзору с консолидацией в рамках ее деятельности всех функций энергетического надзора и контроля и закрепить ее в ведении Правительства Российской Федерации;

- учитывая сокращение генерирующих мощностей Восточной Сибири и Дальнего Востока, проработать вопрос о приоритетном финансировании и ускорению ввода в действие гидроагрегатов ключевых гидростанций – Богучанской, Усть-Среднеканской и Бурейской ГЭС;

- выработать предложения по обеспечению устойчивого энергоснабжения в замкнутых энергосистемах дальневосточных территорий России (в том числе, Колымской, Сахалинской и Камчатской) с одновременным расширением строительства резервных линий электропередач;

- сформировать единый отраслевой научно-технический комплекс, включающий, проектные институты "Гидропроект им. С.Я. Жука" в Москве, Красноярский "Гидропроект" и "МособлГидропроект" в г. Дедовске Московской обл.;

- внести изменения в Устав ОАО "РусГидро", определив приоритетной цели деятельности обеспечение безопасности и надежности эксплуатации оборудования, зданий и сооружений;

- создать систему подготовки и переподготовки главных специалистов, инженерных кадров и специалистов всех категорий, работающих в генерирующих и сетевых компаниях, проведения периодических аттестаций управленческого персонала энергетических объектов и ремонтных служб на предмет их соответствия занимаемым должностям;

- создать систему подготовки кадрового резерва.

23 декабря в г.Красноярске состоялось заседание Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, на котором обсуждались вопросы о ходе восстановительных работ на станции.

Хочу доложить депутатам, что в настоящее время все аварийные работы на Саяно-Шушенской ГЭС завершены. Демонтированы разрушенные железобетонные конструкции, разобраны завалы. 6 ноября 2009 г. создан тепловой контур здания ГЭС.

Гидроагрегаты №6 и 5 готовы к пуску на холостой ход турбины. В соответствии с утвержденным графиком готовность подключения гидроагрегата 6 на промышленную мощность запланирована на март 2010 г., а гидроагрегата 5 - на апрель 2010 года.

30 ноября подписан договор на поставку 10-ти гидроагрегатов с ОАО «Силовые машины».

Также проводятся мероприятия по предотвращению льдообразования на объектах Саяно-Шушенского гидроузла: обогрев кровли машинного зала, регулярная обколка льда и постоянный мониторинг льдообразования.

Подводя итоги, можно уверенно сказать, что уровень и методы реализации государственной политики в области гидроэнергетики и электроэнергетики должны быть модернизированы в соответствии с современным уровнем развития энергетической отрасли в нашей стране.

Необходимо срочное формирование правового и организационного регламентирования государственной системы управления сложными производственно-технологическими объектами.

Государственная политика должна быть переориентирована с ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф на их предупреждение.

Я убежден, что катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС можно было предотвратить. Наша общая задача сейчас – в максимально короткие сроки на законодательном уровне исключить любую возможность возникновения подобных ситуаций на других станциях.