Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Парламентская Комиссия объективно и комплексно рассмотрела обстоятельства, причины развития чрезвычайной ситуации на СШГЭС и в энергосистеме России в целом, - Липатов

25 декабря 2009 года Председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов выступил от Фракции Единая Россия на пленарном заседании по утверждению Доклада Парламентской Комиссии по расследованию аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

«Авария на СШ ГЭС поставила под сомнение безопасность отечественной гидроэнергетики. Учитывая беспрецедентный характер аварии в мировой практике эксплуатации гидростанций, понятен повышенный профессиональный интерес к ее причинам со стороны мирового сообщества гидроэнергетиков. В этой связи необходимо было понять первопричину, приведшую к таким последствиям: до наступления аварии 2-й гидроагрегат СШГЭС эксплуатировался 29 лет и 10 месяцев (срок эксплуатации заводом-изготовителем определен 30 лет). Остальные гидроагрегаты станции имели такой же срок службы, гидроагрегаты Красноярской ГЭС существенно старше, и эта ситуация характерна для гидроэнергетики в целом», заявил Юрий Липатов. Безопасная эксплуатация гидроагрегатов, прослуживших срок своего проектного ресурса, по его словам, возможна «только при квалифицированной эксплуатации и своевременном и качественном проведении ремонтных и профилактических работ».

Второй гидроагрегат проходил средний ремонт за несколько месяцев до аварии. О «качестве» этого ремонта свидетельствует величина вибрации основного подшипника, которая за 4 месяца после ремонта возросла в 4 раза и во столько же раз превышала разрешенные показатели. Зная о таких параметрах работы гидроагрегата, руководство станции не выводило агрегат в повторный ремонт, оставив его в резерве. А в 23 часа 16 августа гидроагрегат был введен в эксплуатацию в качестве основного для автоматического регулирования частоты и мощности. В последние 13 минут работы гидроагрегата величина вибрации превышала допустимое значение уже в 5 с лишним раз.

«Статья 14 Федерального закона "Об электроэнергетике" гласит: "субъекты электроэнергетики вправе не исполнять оперативные диспетчерские команды и распоряжения, если их исполнение создает угрозу жизни людей и сохранности оборудования". Однако ни диспетчер, ни главный инженер не сделали ничего для остановки агрегата», - продолжил Ю. Липатов, - «Причина принятия руководством ГЭС рискованных решений проста: электроэнергия, выработанная гидроагрегатами, используемыми для регулирования частоты и мощности, принимается на оптовом рынке в первую очередь. Мощность гидроагрегата, стоящего в резерве, также оплачивается, в соответствии с правилами оптового рынка.  Можно утверждать, что агрегат медленно, но уверенно шел к разрушению. Из-за недопустимо низкой ответственности и профессионализма эксплуатирующего персонала и руководства станции такой итог был абсолютно неизбежен. Ситуация усугубилась из-за недостаточности мер обеспечения безопасности станции со стороны автоматической системы управления технологическими процессами. Она не обеспечила отключение агрегатов и перекрытия подачи воды».

«Комиссия выявила отсутствие полноценного контроля  технического состояния оборудования и в этой связи считает необходимым разработать нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок вывода из работы (продления срока их службы) основных фондов в электроэнергетике, имеющих высокий физический и моральный износ. Регламентировать в этом нормативном акте функционирование системы заказов оборудования, производимого взамен выбывающего», констатировал депутат.

Неблагополучная ситуация сложилась и в области проектирования и изыскательских работ в гидроэнергетике, считает Ю.Липатов: «Комиссия в целях концентрации проектно-изыскательского и научно-исследовательского потенциала в гидроэнергетике, повышения качества проектно-конструкторской и сметной документации и ликвидации существенного отставания от мировых лидеров проектирования электростанций рекомендовала восстановить организационную целостность системы проектно-изыскательских институтов, входивших ранее в систему Объединения "Гидропроект", сформировав единый отраслевой научно-проектный комплекс».

Саяно-Шушенская ГЭС являлась одной из двух гидроэлектростанций, использовавшихся для автоматического регулирования мощности в единой энергосистеме Сибири, выполняла функции выдачи в систему активной и реактивной мощности и энергии, а также частотного резерва мощности, будучи  аварийным резервом системы (регулирование частоты и мощности является в соответствии с законодательством обязанностью гидроэлектростанций). «Несмотря на то, что использование ГЭС, особенно крупных, сопряжено с рядом серьезных проблем, до изменения баланса генерирующих мощностей именно ГЭС будут по-прежнему играть роль регулятора качественных характеристик частоты и мощности. Произошедшая авария выявила необходимость внесения изменений в действующий порядок организации регулирования частоты и мощности. Все предложения подробно освещены в докладе», подчеркнул Председатель Комитета ГД РФ по энергетике Ю. Липатов.

Согласно действующему межгосударственному стандарту одним из показателей качества электроэнергии является частота переменного тока в электрических сетях. Применяются нормы отклонения частоты, которые составляют для двадцатисекундных средних значений: 50,00 + 0,20 Гц – нормально допустимое значение отклонения частоты; 50,00 + 0,40 Гц – предельно допустимое значение отклонения частоты.  В настоящее время Системный Оператор осуществляет переход к регулированию частоты в соответствие со стандартом ИСТЕ: 50,00 + 0,05 Гц – (нормальное значение), тем самым ужесточив требования к отклонению в 4 раза.

«Необходимо провести комплексную оценку целесообразности перехода на стандарты ИСТЕ от требований действующего ГОСТа с учетом надежности работы и ускоренного износа оборудования и повышения затрат потребителей электроэнергии. Общее снижение единой технологической дисциплины, качества и своевременности проводимых ремонтов, технического перевооружения, предоставления мощности требуют введения лицензирования видов деятельности по производству электроэнергии, передаче электроэнергии, производству ремонта и наладки энергетического оборудования, проектирования и строительства энергетических объектов», считает Липатов.

Одним из обстоятельств, негативно сказавшемся на эксплуатационном ресурсе силового оборудования ГЭС, явилось перекладывание функций сетевых компенсаторов реактивной мощности (колебания которой вызывают падение напряжения в энергетической системе) на гидрогенераторы.  Использование вместо устройств компенсации реактивной мощности электрической сети (в виде батарей конденсаторов) источников генерации носит системный характер для энергетической системы Российской Федерации.  По его словам, «это снижает функциональные возможности и ухудшает эксплуатационные режимы генераторов электрических станций, а также приводит к снижению надежности электроэнергетической системы в целом и осложнению послеаварийных ситуаций вплоть до развития крупных системных аварий».

Комиссия считает необходимым разработать нормативно-правовой акт, регламентирующий правила оказания услуг по обеспечению системной надежности. В указанном нормативном акте необходимо урегулировать вопросы оплаты услуг по участию в регулировании активной и реактивной мощности, в т. ч. в автоматическом режиме, а также урегулировать вопросы гражданской ответственности по возмещению ущерба, нанесенного в результате неправильных и неправомерных действий по управлению электроэнергетическими системами.

«После ликвидации ОАО "РАО "ЕЭС России" возник административный вакуум в вопросах контроля за деятельностью энергосистемы, как отдельного технологического объекта, и отдельных ее элементов с учетом системных характеристик оборудования. В этой связи необходимо разработать специальный технический регламент "О безопасности энергетических систем", в котором установить требования безопасности по поддержанию надежности энергетических систем.

Парламентская Комиссия объективно и комплексно рассмотрела обстоятельства, причины развития чрезвычайной ситуации на Саянах и в энергосистеме России в целом. Правительству Российской Федерации необходимо в кратчайшие сроки рассмотреть выводы и рекомендации Парламентской Комиссии, а Федеральному Собранию оперативно совершенствовать законодательную базу электроэнергетической отрасли», подвел  итог  Ю.Липатов.

Пресс-служба