Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Наталья Карпович: "Я считаю, что дети с отклонениями должны иметь возможность расти рядом с близкими людьми"

25 марта социально-консервативный клуб "Единой России" провел очередное заседание, на котором обсуждались проблемы патроната, как формы семейного устройства детей-сирот.

Координатор социально-консервативного клуба, заместитель главы думского комитета по науке и наукоемким технологиям Игорь Игошин считает, что проблема социального сиротства и защиты интересов детей стоит в России "во весь рост":
- Достаточно сказать, что, по экспертным данным, вне семьи воспитывается около 20% детей-сирот. Да и в самих российских семьях ситуация, увы, является благополучной далеко не всегда. В социально опасных условиях воспитывается – и это очень тревожные данные – 760 тысяч детей.

Основания для беспокойства действительно есть. А значит, государство должно реагировать на данный вызов. Прежде всего – за счет совершенствования работы социальных служб и практики их деятельности. Кроме того, здесь предельно важно расширить спектр возможностей для приложения усилий со стороны общественных и благотворительных организаций. Ведь проблемы детей стоят не просто перед государством – они стоят перед всем обществом. И решать их нужно тоже совместно.

Выдвинутая организацией «Право ребенка» инициатива, по сути, объединяет эти походы. Речь идет о правовом обеспечении системы патроната как формы семейного устройства детей-сирот. Именно поэтому Социально-консервативный клуб "Гражданская платформа" откликнулся на нее в приоритетном порядке.

Надо признать: вопрос совсем непростой. Вокруг него идет серьезная дискуссия. И точки зрения здесь есть разные. Но в главном согласие, в сущности, уже достигнуто: институт патроната России необходим. Теперь нужно найти правовые конструкции и механизмы, способные повысить его эффективность. Мы в своей работе будем исходить именно из этого.

С позицией депутата согласилась его коллега – первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Наталья Карпович.
По ее словам, форма патроната важна для детей, которых не берут в семьи, для детей с ограниченными возможностями:
- Я считаю, что дети с отклонениями должны иметь возможность расти рядом с близкими людьми. Пусть они даже не называют патронатных родителей мама и папа. Я как мама приемного ребенка, могу сказать, что жизнью подтверждается, что не тот родитель, кто родил, а тот, кто воспитал. Патронатная семья дает возможность заботиться о ребенке, но при этом родители могут обезопасить и себя и ребенка от той ситуации, когда ребенка берут в семью и ни ребенок, ни родители с этим не справляются. Многим детям, взятым под опеку, все равно требуется сопровождение, поскольку им психологически тяжело. Патронат необходим хотя бы для того, чтобы семья имела поддержку со стороны специалистов психологов, педагогов и т.д. По теме патроната сегодня есть большой рабочий материал. Считаю, что здесь речь ведь идет не только о детях. Речь идет о защите и взрослых, и детей, которые нуждаются в сопровождении. Чтобы такой ребенок был потом социально активен, социально неопасен. Чтобы он нашел себя в этой стране. В теме патроната, есть, конечно, нравственная проблема, которая связана с несовершенством системы. Когда ребенка из патронатной семьи может в любой момент взять под опеку другая семья. Над этим нужно работать. Кроме того, нужно решать проблему двойного механизма финансирования и проблему законодательного закрепления ответственности патронатных воспитателей, которая сегодня в законе не прописана. Если мы сегодня поставим своей задачей определение механизма ответственности, разграничения полномочий между ведомством и патронатным воспитателем, если мы предложим адекватный механизм финансирования, я думаю, что патронат как форма семейного устройства детей-сирот будет смотреться совсем по-другому. Мы создаем сегодня рабочую группу и все материалы, инициативы, которые есть по этой теме, мы постараемся собрать воедино и подготовить продуманные поправки в законодательство.

В России нужно развивать систему сопровождения детей и семей с детьми, заявила заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Екатерина Лахова. Она отметила, что с 90-х годов идут попытки вынести на государственный уровень задачу выстраивания семейной политики, создания службы семьи:
- В корне неправильно, что в нашей стране сиротами занимается система образования. Интернаты каждый год пополняются. А система устройства ребенка в семью по-прежнему не достаточно развита. Почему это происходит тоже понятно. Есть интернатная система воспитания. Органы опеки из года в год принимают решения о лишении родительских прав и снова, и снова дети попадают в интернат. Их количество из года в год не уменьшается. В 90-е годы в одном пилотном регионе Самарской области мы создали систему, которая теперь отработана. Эта система уникальна тем, что дети-сироты, дети, чьи родители лишены родительских прав проходят реабилитацию. И из реабилитационных центров сразу попадают в приемную семью. В этой системе сопровождения там работают 4 тысячи сотрудников: психологов, педагогов и т.д. Не то, что в каждом городе, в каждой управе должны быть центры социальной помощи семье и детям, центры реабилитации для подростков и инвалидов. Чтобы был и социальный паспорт, и наблюдение, и сопровождение и т.д. Сейчас главная задача - вести методическую работу по созданию службы семьи на федеральном уровне. Должна быть соответствующая структура федерального уровня, отвечающая за проблемы семьи.

Что касается патроната, хочу напомнить, что по 36 статье Гражданского кодекса опекун обязан быть с ребенком круглосуточно. Поэтому патронатное воспитание, на мой взгляд, нельзя приравнивать к семье. Потому что фактически при патронате ребенок все равно остается сиротой. И если кто-то пожелает взять такого ребенка под опеку, он сможет это сделать. А что делать, если ребенок уже привык в патронатным воспитателям, называет их мама, папа. И что самое главное, по закону патронатные родители не несут ответственности за ребенка. Ответственными за него являются учреждения, где находится этот ребенок. Таким образом, при проработке правового обеспечения системы патроната, необходимо внести поправки об ответственности за детей, которые воспитываются в такой форме, чтобы интересы ребенка ни в коем случае не ущемлялись.

Патронат должен быть представлен в законодательстве, как особая форма сопровождения детей, считает председатель правления РОО «Право ребенка», эксперт Общественной палаты РФ Борис Альтшулер. Без профессионального сопровождения семьи, по мнению эксперта, страна не выживет. По официальным данным 2008 года оставшихся без попечения родителей было 115 тыс. 627 детей. То есть 317 детей в России каждый день остаются без попечения родителей. 80% из них социальные сироты.
- Федеральное законодательство сегодня не дает других способов реагирования органов власти на плохую ситуацию в семье, кроме как лишение ребенка семьи, - отметил Альтшулер. - Это очень жесткая ситуация в федеральном законодательстве привела к тому, что сирот у нас сегодня больше, чем после войны. Ситуация с семьей в городе Турку показывает, что можно находить такие компромиссные варианты как социальное сопровождение семьи, когда ребенок остается в семье и с этой семьей работают специалисты психологи и т.д. Социальное сопровождение семьи предполагает плановую работу. И плановость эта имеет три главных фактора: Должны быть четко определены органы, которые назначают этот план работы с семьей. Должен быть ресурс исполнения. Должны быть правовые основания для такой работы с семьей. У нас сегодня нет ни одного из этих факторов.

Тот законопроект, который мы сегодня предлагаем, направлен на то, чтобы как - то реанимировать социальный патронат, чтобы возродить работу по сопровождению семьи. Предлагается внести изменения в закон об опеке и попечительстве, которые бы допускали разграничение ответственности между родителями и некой службой отвечающей за конкретного ребенка. Но этот путь не так прост. Потому что в законе прописано, что патронат - это форма опеки по договору. Но есть и второй вариант, который родился в процессе обсуждения экспертов, патронат ввести как особую форму воспитания в Семейный кодекс и не привязывать патронат к опеке. И конечно, должен быть единый управляющий орган по плановой работе с семьей. Этим органом должны быть межведомственные комиссии по делам несовершеннолетних. Чтобы не создавать новые управленческие структуры.

Пресс-служба фракции "Единая Россия"