Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Андрей Кокошин: Модернизация России невозможна без опережающего развития машиностроения

"Модернизация России невозможна без опережающего развития машиностроения, прежде всего станкостроения и станкостроения" - заявил депутат Государственной Думы, академик РАН, Андрей Кокошин. Машиностроение  даёт 20 % ВВП, и это очень важные проценты, поскольку в обрабатывающей промышленности многие элементы имеют 6-7 уровней передела. Это сложные технологические цепочки, они обеспечивают рабочие места, научно-техническое развитие и рост добавленной стоимости на каждом этапе обработки".

"При этом  75 %  оборудования в отрасли достигло предельного износа, в том числе и физического. Во многих случаях необходимо воссоздание машиностроения, способного выпускать сложную наукоёмкую продукцию, - заявил он. - Но это требует высокой доли кооперации, а у нас с этим большие проблемы".

Важнейшей задачей является повышение качества исходных материалов для обрабатывающей промышленности. Следующий вопрос - развитие инжиниринговых центров и комплексов, - Проблема внедрения результатов научно-исследовательских и конструкторских работ стояла остро ещё в советские времена. У нас в подавляющем  большинстве случаев нет компоненты, которая перебросила бы мост через эту "долину смерти" между передовыми научно-техническими разработками и промышленностью". У нас создано много великолепных прототипов, в том числе и за государственный счёт, за  счёт бюджета, но с внедрением их часто имеются большие проблемы, заявил Кокошин.

Он назвал "катастрофическим" положение зависимости отечественного машиностроения от импорта станков и оборудования. "Мы на 90 % зависим от импорта, от поставок  танков из-за рубежа. И это проблема уже не только экономики, но и национальной безопасности.  Ведь многие современные станки тонкой обработки рассматриваются партнёрами, у  которых мы хотим их закупить, как продукция двойного назначения. Со всеми вытекающими из этого последствиями. К тому же в современных станках очень велика доля электроники, устройств обработки информации. А это – опасность несанкционированного доступа к информации о том производстве, в которое они включены, в особенности оборонного характера. Или даже воздействия на него", - пояснил учёный.

Наконец, машиностроение должно работать на радикальное обновление инфраструктуры в стране. Таким образом, вся программа модернизации в России будет увязана в один комплекс с развитием отрасли.

Модернизация - это не только техническое переоснащение, считает академик. "Большая проблема - в подготовке и переподготовке кадров, в особенности топ-менеджеров, причём именно для промышленности, в особенности для машиностроительной, - сказал Кокошин. У нас нет отработанной модели системной подготовки таких кадров. Сегодня у нас нет оптимального соотношения между финансовыми управленцами, юристами и управленцами-инженерами. К чему приводит такая разбалансировка, показал пример компании "Бритиш петролеум" и аварии в Мексиканском заливе".

Пресс-служба