Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Выступление Председателя Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике В.И.Гришина

Президент Российской Федерации, выступая 13 сентября на расширенном заседании Правительства, дал оценку произошедшим террористическим актам и поставил перед исполнительной ветвью власти ряд конкретных задач. Государственная Дума считает необходимым поддержать позицию Президента страны.

Меры, предложенные Президентом, требуют соответствующего законодательного обеспечения. Позавчера, 28 сентября, Президент внес в Государственную Думу законопроект, направленный на совершенствование системы исполнительной власти. В частности, законопроект предусматривает, что высшее должностное лицо субъекта федерации будет наделяться полномочиями законодательным органом субъекта федерации по представлению Президента.

Таким образом, мы видим, что предложения главы государства, прозвучавшие 13 сентября, последовательно реализуются.

Государственная Дума рассматривает повышение безопасности граждан, борьбу с терроризмом, обеспечение единства страны в качестве важнейших направлений законотворческой работы. И в этой связи законопроект, внесенный Президентом, имеет для нас первоочередной характер.

Мы полагаем, что инициируемая Президентом реформа действительно способна укрепить вертикаль исполнительной власти. При этом нельзя забывать, что повышается ответственность не только руководителя регионального органа исполнительной власти, но и региональных законодателей.

Я думаю, что по этой проблеме мы проведем отдельный круглый стол 14 октября.

Сегодня же мы проводим круглый стол по проблеме социально-экономического развития регионов Северного Кавказа. Нужно отметить, что по этому вопросу Президент так же высказался. Вы помните, что он говорил, что существующие недоработки в социально-экономической политике используются идеологами международного терроризма в их преступных планах, а социально-экономическое положение Северо-Кавказского региона по прежнему плачевное, и оно недопустимо отстает от уровня других российских регионов.

Действительно, в экономике и социальной сфере Южного федерального округа имеется значительное количество нерешённых проблем и об этом говорят качественные показатели, практически все из которых ниже как среднероссийских, так и показателей развития других федеральных округов.

Так ВРП на душу населения отстаёт от среднероссийского в 1,9 раза, а от других федеральных округов от 1,4 до 3,3 раз, среднедушевая стоимость основных фондов ниже среднего по России в 1,6 раза, а от других округов от 1,4 до 3,7 раза, темпы роста инвестиций в основной капитал также ниже.

В ЮФО практически самый высокий из федеральных округов показатель - удельный вес полностью изношенных основных фондов, который превышает средний по России на 12,8 %, особенно это касается таких отраслей, как сельское хозяйство, строительство и транспорт.

Подтверждением “нездоровой” экономики округа может служить его бюджетная обеспеченность, которая на 36 % ниже среднероссийской и это несмотря на то, что удельный вес безвозмездных перечислений в его собственных доходах составляет 47,1 % и является самым высоким в Российской Федерации.

Неэффективная экономика ЮФО отрицательно сказывается на жизненном уровне населения, что в свою очередь может сказаться на снижении эффективности антитеррористических мероприятий.

Среднедушевые доходы по округу на 34,5% ниже, чем в среднем по Федерации. То же самое можно сказать и по расходам, которые ниже 33 %.

Среднедушевой розничный товарооборот также ниже среднероссийского уровня на 29 %, платных услуг оказывается меньше на 30 %.

Среднемесячная заработная плата ниже в 1,45 раза, а такая разница по отношению к другим федеральным округам колеблется от 1,4 раза до 2 раз. Весьма значительна величина зарегистрированной  безработицы по ЮФО. Она составляет 35 % от всех зарегистрированных в России и выше, чем в других округах от 2 до 5 раз.

Основываясь на этих показателях можно сделать следующие выводы по существующему положению в Южном федеральном округе:

·        темпы его экономического роста значительно отстают от средних по другим федеральным округам;

·        происходит нарастающее “старение” экономики;

·        недостаточными темпами развивается предпринимательская и инвестиционная активность, связанная с большим риском потери вкладов из-за нестабильной ситуации на Северном Кавказе;

·        из-за высокой дотационности бюджетов субъектов округа снижаются доходы населения и, как следствие, его социальная защищённость.

·        увеличивается безработица

Мы уверены, что успешное решение этих проблем невозможно без выработки государственной политики и создания нормативно-правовой базы в сфере государственного регулирования регионального развития.

К сожалению, государственное регулирование регионального развития не является целостным и специально выделенным предметом федерального законодательства.

Сегодня оно опирается на отдельные положения Конституции, Бюджетного и Налогового кодексов, ряд федеральных законов («О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации») и множество подзаконных актов. Со многими из них реальная деятельность в сфере государственного регулирования регионального развития входит в явное противоречие. Нередко возникают конфликты. И как следствие этого мы получаем, что ни в прогнозных ни в бюджетных документах не выделены конкретные социально-экономические меры по Северному Кавказу.

ФЦП «Юг России» не соответствует предъявляемым к целевым программам требованиям. Программа имеет нечеткие цели и задачи, носит описательный характер, страдает отсутствием бизнес-плана и рядом других недостатков. Результаты деятельности по ее реализации, в конечном счете, не достигают поставленной цели – улучшения социально-экономического положения населения юга России.

Поэтому нашим комитетом были подготовлены проекты федеральных законов об основах государственного регулирования регионального развития, о федеральных целевых программах регионального развития и об основах федеральной поддержки депрессивных территорий, которые приняты Государственной Думой во втором чтении.

На прошлой неделе палата приняла программу законопроектной работы на осеннюю сессию, в которую в качестве первоочередных вошли законопроекты, направленные на усиление борьбы с терроризмом. Мы считаем, что нам надо совместно с вновь образованным министерством регионального развития в ближайшее время доработать наши законопроекты, дополнив их положениями, обеспечивающими деятельность министерства и принять их в третьем чтении.

Я предлагаю сегодня эти вопросы всем вместе обсудить на круглом столе и по итогу их обсуждения утвердить соответствующие рекомендации для их решения. Проекты рекомендаций у Вас имеются.