Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Налог на роскошь является эффективным методом корректировки всей налоговой системы, - Бабаков

Тема налога на роскошь очень острая, актуальная, противоречивая, которая встречает в обществе неоднозначное отношение. Об этом заявил в четверг, 16 февраля, заместитель председателя Госдумы Олег Морозов, открывая работу круглого стола «Открытая трибуна: кто заплатит за роскошь?».

«Мы пригласили людей, которые имеют разные взгляды. По итогам дискуссии будет составлен протокол, который мы направим в органы власти. Любая точка зрения, изложенная здесь, станет известна тем, кто принимает решения», - сообщил Морозов.

Говоря о предыдущем заседании «Открытой трибуны», которое было посвящено законопроектам направленным на либерализацию политсистемы, координатор партпроекта «Свой дом» Александр Коган, заявил: «По прошлому заседанию – новая регистрация политических партий. Что важно – наличие «паровозов». Должны быть четкие основания для отказа. Было предложение увеличить численность до 10 тыс. членов, как и предложение объединяться в блоки. Все предложения оформлены и направлены в комитеты. Если потребуется подготовить эти предложения в виде поправок, у нас есть эксперты, которые готовы это сделать». Он, также прокомментировал подготовку к выборам 4 марта: «Соответствующие решения приняты по протоколам ЦИК РФ: на двери каждого избирательного участка будет вывешен итоговый протокол, также будет подготовлена методичка о том, как пользоваться веб-камерами».

Налог на роскошь является эффективным методом корректировки всей налоговой системы, убежден депутат Госдумы РФ Александр Бабаков. «Сегодня обсуждается перспектива введения налога на роскошь. Много копий уже сломано. Понятно, что налог на роскошь является эффективным методом корректировки всей налоговой системы. Тема социальной справедливости присутствует в обществе, поэтому введение налога на роскошь было бы шагом к этому», - сказал депутат. При этом он считает, что проблем с наполнением бюджета за счет введения налога на роскошь решено не будет, «но стремление к социальной составляющей нашего государства является определяющим».

«Для всех понятие роскоши вписывается в достаточно понятные рамки. Я был автором закона о налоге еще в 2007 году. Мы включали в список предметов роскоши самолеты, яхты, вторые и третьи квартиры. Заранее скажу: мы боремся не с богатыми, мы боремся с бедностью. Люди, которые будут платить этот налог, должны понимать, что это не только их вклад в справедливость, но и движение души», - заметил Бабаков.

Он подчеркнул, что при введении налога должны быть понятны и условия государства. «Многих граждан мы привлекаем уплатой налогов к решению проблем. Налог на роскошь не является ноу-хау, существуют аналоги в государствах. И те люди, которых он коснется, прекрасно понимают это, что люди там (за рубежом – ред.) платят спокойно этот налог – они туда ездят часто и видят это», - рассказал Бабаков.

Введение налога на роскошь – это элемент перестройки налоговой системы, налогового маневра, о котором некоторое время назад говорил Владимир Путин, считает глава РСПП Александр Шохин. «Время для маневра есть», - заметил он. И подчеркнул, что существуют разные подходы к решению обсуждаемого на круглом столе вопроса, исходя из этих подходов, может быть и разработана концепция изменения налогообложения.

«Очевидно, что понятие роскоши относительно, как и понятие богатства и бедности. Есть и региональные различия. В этой связи нужно исходить из самых простых схем, которые позволили бы реализовать социальную справедливость. В частности, это налог на недвижимость. Если мы введем оценку недвижимости, и виллы на Рублевке будут оценены, это будет большое движение в сторону социальной справедливости. При этом, малоимущие должны быть выведены из-под налогообложения», - подчеркнул Шохин.

Он с сожалением отметил, что межбюджетные отношения складываются таким образом, что у муниципалитетов не хватает средств. Поэтому, по его словам, главное, чтобы этот инструмент не стал способом наполнения казны. «Что касается автомобилей, кажется, если мы посмотрим на транспортный налог с точки зрения дифференциации, то здесь проще: чтобы автомобили, хозяева которых живут на Рублевке, попадали под максимальное налогообложение. Еще раз подчеркну: кроме налога на роскошь возможны варианты с налоговыми вычетами для малоимущих. Такую схему легче реализовать через незначительные поправки в Налоговый кодекс, их легче администрировать», - полагает глава РСПП.

Предприниматель Олег Митволь предлагает действовать более радикально и запретить богатым россиянам оформлять предметы роскоши в оффшорах. А если россияне не выйдут из оффшоров - «лишать их имущества».

«Не хочу критиковать закон, который был в 2007 году. Но налог на роскошь напоминает борьбу с коррупцией – это наша беда, - сказал предприниматель. - Вопрос в том, что 10 тысяч наших граждан платят налог на роскошь за виллы в Каннах. Хотите ездить по Рублевке, как Владимир Вольфович Жириновский на Майбахе – 200 процентов сбор – пожалуйста, ездите. Хочешь «бросать понты» – пожалуйста, плати в бюджет, из которого потом будут получать зарплаты учителя – и катайся. Яхты и самолеты стоят десятки тысяч долларов, которые стоят в аэропорту «Внуково», но вроде как оформлены в оффшорах».

«Я считаю, вполне возможно попросить Министерство экономического развития определить перечень предметов роскоши, - сказал Митволь. - Есть понятный способ: в течение полугода выйти с законодательной инициативой – выйти всем российским гражданам из офшорных зон. Если этого не произойдет – лишать российского гражданства. Да, мы потеряем много чиновников. Уверяю, что многие из них напишут заявления и просто поедут обнимать свои яхты и самолеты».

Идею сделать налоговые инструменты мотивом для того, чтобы люди не стремились к демонстрации своего богатства высказал президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. «Надо через налоговые инструменты мотивировать на то, чтобы люди не стремились к показухе своей роскоши, крутизны. Если они разумные люди, то им не требуется показывать и руководствоваться принципом, главное – сосед беднее. Потому что, к сожалению, в обществе очень культивируется иррациональная форма развития. Сегодня СМИ говорят о том насколько богат человек, а не о том, как он работал, чтобы разбогатеть, – а что он богат», - отметил Тосунян.

Понятие социальной справедливости, по его словам, в первую очередь, упирается в понятие шкалы налогообложения, изменение которой действительно ударит по среднему классу. «А верят ли люди, что собранные налоги потом будут потрачены в пользу неимущих? Этого пока никто не почувствовал, и если ниже среднего класса поддерживают эти меры, то исходя из принципа: «Мне приятно, что у богатого корова сдохла», - считает он. Тосунян добавил, что удовольствие от введения налога на автомобили стоимостью от 2 млн рублей и недвижимость от 15 млн доставит тем, кто ездит на «Жигулях». «Вопрос действительно нужно широко обсуждать, такое расслоение недопустимо, это может привести к серьезным социальным последствиям», - заключил он.

При подготовке налога на роскошь, в первую очередь необходимо ответить на ряд вопросов: кто его платит, за что, способно ли государство администрировать налог, сколько это будет стоить государству, заявил участник дискуссии статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов.

«Как я понимаю, все фракции в Госдуме за то, чтобы такой налог был. Когда он появится, вряд ли он будет иметь серьезные финансовые последствия. Его цель – социальная справедливость. Какова его архитектура, детали этого налога? Без ответа на эти вопросы получим неизвестно что. Нужно ответить на вопросы, кто платит, за что платит, способно ли государство администрировать налог, сколько это будет стоить государству. Желательно, чтобы были перекрыты возможности ухода от налогообложения. Нужно учесть и то, каким образом он повлияет в целом на ситуацию в стране, не будет ли это просто переоформление или «уход» наших граждан в другие государства. Нужно ответить и на вопрос о том, будет ли налог иметь глобальный характер, должно ли это распространяться на резидентов или нерезидентов в России, которые тоже имеют имущество. Должно быть детальное обсуждение», - подчеркнул замминистра.

Он отметил, что самый хорошо проработанный налог на богатство – это солидарный налог на богатство, введенный во Франции в 1982 году. «Налогоплательщиками являются граждане, налоговые резиденты Франции, причем в отношении имущества, в том числе, за пределами Франции. Это и мебель, посуда, произведения искусства, акции и все-все. Причем налогоплательщик сам должен оценить стоимость своего имущества, если оно превосходит определенный предел, он становится плательщиком. Ему дают возможность ошибиться не больше, чем на 30 процентов, самому декларировать. Но если он не уплатит – тогда уже налоговые органы имеют право проверить, обратиться на 10 лет назад и попросить его заплатить»,- рассказал Шаталов, добавив, что существует также и возможность вычитать кредиты, долговые обременения, которые относятся к недвижимости: «По ним еще надо расплатиться, это еще не полностью твоя собственность».

Замминистра заметил, что в Индии соответствующим налогом облагаются и граждане, и нерезиденты страны, которые владеют имуществом на ее территории, «так называемые индуистские семьи, юридические компании». «Там очень низкий необлагаемый минимум и очень высокий процент. В Австралии - это налог только на дорогие автомобили, причем только принадлежащим компаниям, а не физическим лицам», - заметил он.

«Предположим, мы вводим налог и делаем налогоплательщиками граждан. Не значит ли это, что имущество будет перерегистрировано на фонды, юридические лица? Впечатление, что самые богатые меньше всего будут обеспокоены введениями этого налога, потому что у них самые лучшие юристы. Введем мы налоги на яхты, самолеты, автомобили, вопрос: если они зарегистрированы за пределами России, сможем ли мы обложить их налогами? Сможем ли мы и облагать глобально все имущество? Не ответив на все эти вопросы, сформировать позицию нельзя», - заключил Шаталов.

Прежде чем вводить налог на роскошь и прогрессивную шкалу, надо разобраться, каковы реальные доходы российских граждан, считает директор Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская. «Нам из «серой зоны» нужно вывести огромные деньги. Политическое значение этого колоссально», - подчеркнула она.

«Много лет я пыталась анализировать, что такое богатство в России, как отсекать богатых и небогатых, кто такие богатые люди. Прежде чем вводить налог на роскошь и прогрессивную шкалу, надо разобраться, какие реальные доходы имеют российские граждане. В этом отношении статистика не верна, потому что самые богатые слои общества она не затрагивает вообще. Она не затрагивает людей, которые имеют зарплату в конвертах, что существует не только в частных корпорациях, но и в государственных структурах. Откуда эти свободные деньги гуляют по стране? Мы не можем облагать налогом тех, кто – если верить социологии – получает больше 60 тысяч рублей. У нас богатым будет владелец автомобиля «Форд-Фокус». Планка богатства у нас занижена. Мы ударим тогда по среднему и тем, кто ниже среднего класса. С группой богатых же мы не работаем», - сказала Крыштановская.

Это проблема не только России, она добавила. Она заметила, что «богатые неуловимы во всем мире, они в этом смысле космополиты, они не принадлежат ни одной стране: заводы строят в Китае, деньги держат в другой стране». « Нам из «серой зоны» нужно вывести огромные деньги. Политическое значение этого колоссально. Сложно администрировать, очень сложно прописать законодательство. Но если на чаши весов положить экономические и политические аспекты, то политические перевесят, потому что в обществе колоссальное напряжение. Мы должны пожертвовать административными и экономическими вещами, чтобы люди почувствовали, что власть их поддерживает», - подчеркнула эксперт.