Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Макаров: Медведев проявил понимание конкретных практических механизмов

Обсуждение кандидатуры председателя правительства в Госдуме свелось не к обсуждению программы, а к борьбе между КПРФ и «Справедливой Россией» за то, кто из них более оппозиционный. Такое мнение высказал во вторник, 8 мая, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. В частности, Макаров сказал:

«Выступление Дмитрия Медведева в парламенте проявило несколько очень важных, на мой взгляд, моментов.

Первое, - Дмитрий Анатольевич блестяще ориентируется в чисто практической тематике, что очень важно для председателя правительства. Помимо решения глобальных задач, он проявил очень хорошее понимание конкретных практических механизмов. Сегодня на пленарном заседании это было видно и из доклада, и, из ответов на вопросы.

Второе, меня поразила оппозиция уровнем своих вопросов… Когда задается вопрос, нельзя ли там что-то взять из 20 трлн, людьми, которые критикуют каждый бюджет, а сами просто не знают, что на эти цели, о которых они говорят, деньги уже выделены - это свидетельство того, что вопрос задается лишь чтобы продемонстрировать свою оппозиционность. В этом плане, к сожалению, обсуждение кандидатуры председателя правительства сегодня свелось не к обсуждению программы, а к борьбе между КПРФ и «Справедливой Россией» за то, кто из них более оппозиционный. В результате – боевая ничья, которая свидетельствует о том, что при таком уровне оппозиции власти ничто не угрожает.

И третье - хотелось бы отметить очень важный момент, который нашел отражение в самом конце выступления Дмитрия Анатольевича, когда он отвечал на вопрос единоросса Савельева о парламентском контроле. Он сказал, что это чрезвычайно важна эффективность расходов и парламентский контроль. Иными словами, 12 лет у нас укреплялась исполнительная ветвь власти. Но стратегические задачи не могут быть решены без независимого суда и без сильного парламента. У нас сегодня нет закона о парламентском контроле, у нас реально отсутствуют любые механизмы парламентского контроля за эффективностью бюджетных средств и ограничены возможности Государственной Думы вообще в бюджетном процессе. То, что говорил сегодня Медведев, ясно свидетельствует о том, что он понимает, что это так. Именно из-за того, что так происходит, у многих людей складывается впечатление, что Государственная Дума – механизм для штамповки решений правительства. Сегодняшняя речь Медведева была посвящена не только тому, как он видит роль правительства, но и тому, каким образом сделать парламент действительно сильным. То есть, он говорил и о роли Государственной Думы, и о роли каждого депутата.

Теперь, с точки зрения бюджета и налогов. Основной блок вопросов Дмитрий Медведев в своем выступлении посвятил бюджетной и налоговой политике. Совершенно очевидно, что именно эти вопросы являются ключевыми для решения любых задач стратегического развития страны. Все остальное, так или иначе, рассматривается через призму налоговой политики.

Это очень важная тема для совершенно отдельного обсуждения и первое, что мы будем делать этой части, - уже 30 мая комитет Госдумы по бюджету и налогам проведет парламентские слушания, посвященные основным вопросам налоговой политики, на которые обязательно будут приглашены представители Минфина и Минэкономразвития, бизнеса и науки.

Еще один очень важный для бюджетной и налоговой политики вопрос - бюджетное правило, о котором говорил сегодня Дмитрий Медведев. Иными словами, понятно, что высокие цены на нефть дают доходы, и, как следствие, возникает извечный спор, на что эти доходы пойдут. Дмитрий Анатольевич поддержал сегодня позицию, которая высказывалась и Владимиром Владимировичем, что главная задача бюджетной политики – это макроэкономическая стабильность. Мы не можем допустить, чтобы выполнение социальных обязательств зависело от цены на нефть. Если бы в свое время мы послушались оппозицию, которая предлагала строить бюджет исходя из цены на нефть в 150 или 200 долларов за баррель, у нас каждая старушка бросалась бы, особенно в период кризиса, к телевизору, чтобы узнать цену на нефть на Нью-йоркской бирже, потому что от этого зависело бы, получит ли она в этом месяце пенсию. Мы, повышая социальные обязательства даже в кризис, тем не менее, ни разу не создали угрозы, что эти обязательства не будут выполнены. Следовательно, предложение создать бюджетное правило, при котором эти дополнительные доходы до определенного уровня, достаточного для того, чтобы в случае резкого падения цены на нефть продолжать спокойно выполнять все обязательства (и эту цифру нам еще предстоит обсуждать), будут идти в резервный фонд. А после достижения размера резервного фонда часть оставшихся средств должна идти в фонд национального благосостояния как гарантия выполнения пенсионных обязательств, а часть должна идти уже на инфраструктурные проекты, те проекты, которые станут локомотивом нашей экономики. Это та задача, которую нам предстоит решать в самое ближайшее время, и это поправки к бюджетному законодательству. Я думаю, что вопрос, связанный с контролем над эффективностью бюджетных средств, закрепление в бюджетном кодексе всего этого механизма – это то, что предстоит нам сделать в ближайшее время, не позднее нового бюджетного процесса. Я сейчас говорю не о поправках, которые мы будем рассматривать в мае, я говорю уже о новом бюджетном процессе, который будет определять Бюджет 2013-2015 гг.

И, конечно, очень важно то, как мы видим развитие налоговой системы.

Сегодня прозвучала еще одна очень важная вещь – обязательства на всех уровнях власти должны быть обеспечены финансово. Но, очень точная формулировка Медведева – они должны быть обеспечены не деньгами, а источниками. То есть, каждый уровень власти должен иметь не деньги, которые мэр вымаливает у губернатора, а губернатор – у министра финансов, он должен иметь свои источники. И тот закон по малому бизнесу, который нам предстоит сейчас рассматривать, и дальнейшее его преломление уже в бюджете на следующий год, как раз говорит о том, что патентная система должна передаваться на муниципальный уровень. По самым предварительным расчетам, о которых говорил сегодня Медведев, на местный уровень должны быть найдены источники финансирования примерно на триллион рублей.

Или, скажем, когда мы обсуждаем вопросы повышения акцизов на алкоголь и на табак, мы все согласны с тем, что это должны быть темпы, опережающие заложенные сегодня параметры. Но тут ни в коем случае нельзя перегнуть палку, когда страну наводнит контрабанда. Или, если речь идет об алкоголе, когда люди начнут гнать самогонку. Должна быть очень взвешенная, аккуратная, просчитанная политика. И это то, что предстоит сегодня сделать на площадке Государственной Думы.

Безусловно, нам необходимо будет вернуться к целому ряду вопросов, касающихся налогового администрирования, с тем, чтобы оно не было столь обременительным для компаний. К сожалению, очень многие изменения последнего времени приводили к тому, что мы создавали преференции для крупных иностранных консалтинговых компаний, которые заработают на российском бизнесе сотни млн., на контроле, который, на мой взгляд, не имеет никакого значения для российской экономики. Так что нам стоит вернуться к целому ряду этих вопросов и сделать так, чтобы эти законы были направлены на поддержание российской экономики, российского бюджета и российской налоговой системы.

Кроме того, мы стоим перед вопросом, каким образом сформулировать то, что было названо в ходе президентской кампании «налогом на роскошь». Это вопросы дорогой недвижимости, это вопросы дорогих престижных автомобилей, то есть того, что мы понимает под роскошью, и нам предстоит действительно очень серьезная работа хотя бы потому, что роскошь каждый понимает по своему. Но главное при этом не ударить ни по среднему классу, ни по своему производителю.

Мне кажется, что это все укладывается в рамки той задачи, которая была поставлена еще в ходе президентской кампании - нам необходимо построить справедливость. Бюджетная и налоговая система сегодня должны быть ориентированы на эту задачу. Очень важно, чтобы наша налоговая политика, помимо чисто фискальной, вспомнила и о своей стимулирующей функции».