Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Николаев: Пожимаю руку школьному физруку

Член комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Михаил Николаев поделился своими предложениями по улучшению преподавания физической культуры в школах:

"Моя коллега по Думе - известная  всему миру спортсменка Ирина Роднина как-то заметила, что в наших школах работают в основном люди предпенсионного и пенсионного возраста. Классных руководителей - учителей физкультуры она вообще не видела. И как-то поинтересовалась, сколько учителей физкультуры принимали участие в конкурсе "Учитель года России"? В 2007 году таких было меньше двух процентов…И сейчас не лучше! А ведь физрук едва ли не главная фигура в борьбе за здоровье наших детей, именно он призван найти среди ребят, девчат самых талантливых, спортивно одаренных, дать им путевку в большой спорт. Положение с его статусом надо немедленно менять, обеспечить ему достойную жизнь.

В свое время у нас, в Якутии, предпринимались активные инновационные шаги в сфере образования, например, нам удалось успешно увеличить количество уроков физической культуры до 4 часов в неделю. Были и другие удачно реализованные инициативы. Тем не менее, пожимая руку школьному физруку, я думаю, что выражу мнение многих о том, что даже увеличение часов, отведенных на уроки физической культуры, не дает эффективного роста участия детей в спортивном движении. Вместе с тем, занятия в спортивных секциях в качестве добровольного факультативного обучения в детско-юношеских спортивных школах напрямую связано с ростом мастерства и участия детей в спорте. Следовательно, нам необходимо совершенствовать всю систему факультативного детско-юношеского спорта. Нужно развивать глубже, шире и больше занятия детей в специализированных спортивных школах.

Нужно вести работу таким образом, чтобы детско - юношеские спортивные школы стали локомотивами спортивного и здорового образа жизни на местах, предлагая интересные и увлекательные занятия в спортивных секциях и обеспечивая комфортные условия для этих занятий, я имею в виду наличие современных сантехнических средств, душевых, сушилок, туалетов, отдельных шкафов локеров для обеспечения наивысшего уровня гигиенического стандарта. Спортивные школы  должны стать стандартом качества и показывать весь технический и социальный прогресс нашего общества, идеальным местом для занятий спортом для нашего подрастающего поколения. Прекрасные чистые, светлые залы, полные свежего воздуха и современного спортивного оборудования, вот, что должно ожидать наших детей. Если мы  это дадим нашим детям, то сможем гордо назвать себя цивилизованной страной.

Я не устаю повторять, что для успешного продвижения вперед в направлении развития детского и массового спорта мы должны стать максимально открытыми для притока внешнего опыта и инноваций. Мы должны знать и изучить опыт регионов и стран, где успешно осуществляется государственная политика в сфере приобщения молодежи и широких масс народа к спорту. Сейчас, во многих регионах России идет активная и весьма эффективная законотворческая и практическая работа. Есть положительный опыт. Уверен, что сделав сравнительный анализ постановки работы в разных регионах, мы  приобретем много полезного в смысле инструкций и алгоритма действий. В частности, в вопросе выработки системы оплаты труда учителей физической культуры и спорта, тренеров, инструкторов-методистов, а я надеюсь, что на это мы  найдем необходимые и адекватные ответы. Без этого обмена опытом и притока инновационных идей развитие сферы физической культуры и спорта примет искусственный характер и пойдет по кривой затухания.

Далеко ходить не надо, есть весьма эффективные примеры подготовки спортсменов высшего мастерства в таких регионах, как Мордовия и Коми. За последние 20 лет Мордовия совершила феноменальный прорыв в подготовке спортсменов по легкой атлетике. Спортсмены Мордовии неизменно приносят  золотые, серебряные и  бронзовые медали в копилку сборной России. А из спортсменов Республики Коми состоит почти вся сборная страны по лыжным гонкам. В Коми работают лучшие тренеры страны по лыжному спорту. А в Мордовии, где нет никаких полезных ископаемых, ситуация с развитием массового спорта и спорта высшего мастерства также на уровне лучших субъектов Российской Федерации. В Мордовии построены лучшие в России дороги и спортивные объекты. Все это было достигнуто за счет своих ресурсов, интеллектуальных ресурсов в первую очередь.

Результат в любом виде деятельности напрямую зависит от качества и содержания организации. Прошлые Олимпийские игры в Пекине, да и нынешние в Лондоне наглядно продемонстрировали, что центр мирового спорта твердо и надолго перемещается на азиатский континент. Феноменальный прорыв китайских атлетов обусловлен не только их усердием и самоотверженностью. Он во многом зависел от дальновидной и выверенной организации подготовки спортсменов. Китайским руководителям от спорта удалось собрать весь имеющийся в мире передовой опыт по спортивной подготовке. Мировой передовой опыт вкупе с китайским менталитетом, дисциплиной, финансовыми и людскими ресурсами страны дал тот восхитительный эффект, свидетелями которого мы стали в ходе и последних Олимпийских игр. Олимпийские достижения Китая - результат продуманной государственной политики.

Хочу сказать следующее относительно характера и предназначения Игр "Дети Азии", которые состоялись этим летом в Якутии. И где маленькие наши северяне завоевали практически все главные призы, отвоевав их у представителей многих и многих стран. Начало этих Игр в 1996 году было приурочено к столетней годовщине современного олимпийского движения, основанного на идее одного человека – барона Пьера де Кубертена. Под влиянием примера жизненного подвига этого выдающегося гражданина Земли, и в утверждение его великих заслуг, мы задумали и взяли на себя миссию по проведению Международных спортивных игр для детей Азиатского континента.

Как и олимпийское движение, ставшее непреходящей социокультурной ценностью всего человечества, наши Игры «Дети Азии» перешли в разряд неотъемлемых элементов инфраструктуры этого движения. Идеи олимпизма, и в этой связи Игры «Дети Азии», остаются одним из самых универсальных и эффективных средств благотворного воздействия на человека, особенно на молодежь всего мира. Отец современного олимпийского движения, великий гуманист и философ барона Пьер де Кубертен говорил о том, что молодежь мира должна меряться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв. Эти слова стали предвестником весны человечества. И кто  позволит себе сказать, что спорт не должен быть наслаждением и упоением, справедливостью и благородством, радостью и удовольствием, прогрессом и источником мира. В этой связи я хочу предложить в качестве идеи для обсуждения рассмотреть вопрос о расширении сферы охвата Игр подобного рода. Россия может стать инициатором международных детских спортивных игр для европейского континента наподобие Игр «Дети Азии». Возможно, страны Тихоокеанского бассейна иПанамериканского региона, и Океании могли бы присоединиться к подобной инициативе и создать подобные Игры.

Когда я задумал  создание Игр «Дети Азии» в начале 90-х годов прошлого века, в глубине души  мечтал, что со временем корабль этого прекрасного спортивного мероприятия доброй половины человечества наберет полные паруса, обретет самостоятельность и будет плыть на волнах дружбы и добрососедства, призывая всех жить по благородным принципам честного и справедливого соперничества во имя мира и всеобщего процветания и, со временем, приведет к всемирным детским Олимпийским Играм.