Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Выступление председателя Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике Гришина Виктора Ивановича

 Уважаемые участники «круглого стола»!

 Все вы конечно знаете, что Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая на расширенном заседании Правительства 13 сентября, предложил несколько пакетов первоочередных мер по отражению террористической агрессии, развязанной против нашей страны.

Первый из них касается проблем совершенствования механизмов антикризисного реагирования и оптимизации деятельности силового блока.

Второй - призван стабилизировать ситуацию на Юге России, прежде всего он касается о решении социально - экономических проблем, повышении жизненного уровня населения этого региона. Кстати, в контексте этой поставленной задачи нашим Комитетом 30 сентября этого года проведен круглый стол на тему: «Правовое обеспечение социально - экономического развития субъектов Федерации Северного Кавказа как фактора решения проблем борьбы с терроризмом и экстремизмом», на котором были выработаны соответствующие рекомендации по законодательному обеспечению обозначенной проблемы.

Тема сегодняшнего «круглого стола» посвящена третьему пакету президентских предложений - проведению реформы структуры власти. Речи идет о предложенном новом порядке избрания губернаторов и депутатов Государственной Думы. В рамках вопросов ведения нашего Комитета сегодня мы предполагаем обсудить проблему законодательного обеспечения единства системы исполнительной власти в Российской Федерации.

Как известно Президент внес в Государственную Думу соответствующий законопроект об изменении порядка избрания высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Мы не ставим целью сегодня на нашем круглом столе обсуждать конкретные правовые нормы внесенного законопроекта – этому будут посвящены специальные парламентские слушания, которые запланировано провести в середине ноября. Сегодня же, нам хотелось бы осмыслить и оценить общий смысл предложенной реформы и выработать принципиальный подход к обозначенной проблеме, с точки зрения действующего законодательства и учитывая требования текущего момента.

Скажу сразу, что с нашей же точки зрения, предлагаемые меры не противоречат основным положениям Конституции России и законам РФ. Некоторые наши оппоненты говорят об обратном, ссылаясь на постановление Конституционного суда, поэтому считаю необходимым сказать несколько слов для разъяснения этого вопроса.

Если говорить о Постановлении Конституционного Суда РФ от 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края, на которое часто ссылаются оппоненты президентских инициатив. Указанное постановление было принято почти 9 лет назад в других временных реалиях и на иной правовой базе. И поэтому к сегодняшней ситуации прямого отношения не имеет. Объясню почему. Согласно части первой статьи 77 Конституции России система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые определяются федеральным законом. То решение Конституционного Суда было принято в отсутствие такого базового закона. Кроме того, Конституции России не содержит  прямого указания на порядок избрания глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Статья 3 Конституции устанавливает общий принцип организации государственной власти путем осуществления народом в качестве единственного носителя суверенитета своей власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Из смысла этой статьи в ее взаимосвязи со статьей 32 Конституции (закрепляющей право граждан участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей) можно сделать вывод о том, что органы исполнительной власти могут формироваться как путем избрания непосредственно народом, так и путем формирования представительными учреждениями либо иным конституционным способом. Таким образом Конституция России допускает различные варианты нормативного решения данной проблемы.

Давайте переведем президентские инициативы на обыденный, общедоступный язык. Итак, всенародно избранный Президент предлагает избранному населением конкретного региона Законодательному Собранию наделить полномочиями, избрать, назначить, утвердить (о терминах можно и нужно спорить) главу исполнительной власти региона, преследуя цель укрепить Федерацию, опираясь на Конституцию РФ, которая говорит о единстве исполнительной власти.

Другое дело, что при этом важно обеспечить необходимый баланс полномочий исполнительной и законодательной власти. А вот об этой проблеме мы более конкретно поговорим на предстоящих парламентских слушаниях и рассматривая поправки при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Что касается принципов федерализма и демократии, то мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что в различных государствах мира, в том числе и федеративных, с развитой демократией и устоявшимися институтами гражданского общества, успешно применяются разные способы формирования системы государственной исполнительной власти. Такие примеры можно найти в устройстве многих стран, например: Германии, Австрии, Швейцарии, Индии и еще целом ряде стран, где руководители субъектов федерации назначаются или президентом, или региональным парламентом. То есть, я хочу сказать, что позиция по этому вопросу не является чем-то революционно новым и ни о каком зажиме демократии речь не идет, и даже наоборот явно возрастает роль парламентов.

Должен заметить, что и принципы федерализма и демократии не являются чем то раз и навсегда устоявшимися. Каждая страна, с учетом особенностей внутренней ситуации принимает свой вариант распределения демократических и авторитарных методов управления и распределения полномочий.

Думаю, что в современных условиях, когда необходима система быстрого реагирования всей вертикали власти, (подчеркну, что направление реагирования не только сверху вниз, но и снизу вверх) такой порядок избрания глав субъектов Федерации повысит эффективность государственного управления в кризисных ситуациях, дав возможность главам регионов тесно взаимодействовать с силовыми структурами регионов, что особо важно в сложившейся ситуации террористической угрозы.

Кроме того, всё это создаст механизм реальной ответственности высших должностных лиц регионов как перед Президентом страны, так и перед населением, приведет к усилению их политического влияния, а так же усилит роль законодательных собраний субъектов Федерации и будет способствовать дальнейшему развитию парламентской демократии на местах.

Таким образом, предложения Президента о реформе структуры власти, как нам представляется, вполне логичны и созвучны реалиям современного состояния российского общества, с учетом социально-экономической составляющей, несовершенства избирательной системы, слабости институтов гражданского общества.

Сегодня мы уже имеем отзывы из 15 различных регионов, в том числе, из республик России, все они поддерживают Президента в мерах по укреплению страны и одобряют внесенный им законопроект.

Надо сказать, что и ведущие политические партии РФ поддерживают инициативу. Так положительную оценку дали не только Единая Россия, но и ЛДПР, Аграрии, Зеленые, Социал-демократы, Родина, Евразия – всего более 15 политических партий.

Эту инициативу поддерживают многие общественные организации: «Международная общественная организация Клуб Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена славы», «Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы», Общероссийская общественная организация «Российская организация сотрудников правоохранительных органов», «Совет ветеранов ФСБ РФ», «Национальный военный фонд», «Общероссийское движение поддержки флота».

Подводя итог сказанного, хочу подчеркнуть что позиция большинства членов нашего Комитета такова:

·        Мы считаем, что инициативы Президента России направлены на укрепление единства страны, являются стратегически обоснованными и тактически выверенными.

·        Эти предложения характеризуются не только целесообразностью текущего момента, но и не противоречат ни духу, ни букве Закона.

·        Более того, Президент России тем самым берет на себя еще большую ответственность за положение дел в стране в целом и в каждом отдельно взятом ее регионе.

Не скрываем, что мы видим, что вопросов для работы, или для доработки существует еще очень много и нам предстоит их решить, и это мы намерены сделать в кратчайшие сроки. Вот, например, только часть тех вопросов, которые уже появились у нас:

·        Вопрос по процедуре выдвижения, как она должна осуществляться, на этот вопрос пока нет четкого ответа и нам необходимо здесь работать в этой процедуре должна быть понятность и прозрачность;

·        Вопрос о кандидатуре выдвиженца тоже неясен, и следует прояснить его полностью. Кто может стать выдвиженцем, какие требования необходимо предъявлять при оценке кандидатур? Кто будет заниматься оценкой соответствия выдвиженца этим критериям. Только парламенты или, возможно участие других структур, например создаваемой общественной палаты.

Таким образом, мы надеемся, что сегодняшний круглый стол не только даст ответы на уже имеющиеся вопросы, но и поставит и проявит новые вопросы, которые нам необходимо будет решить до рассмотрения в первом чтении и парламентских слушаний.

Спасибо за внимание.