Исаев: Поправки в закон стали ответом на принятие «Акта Магнитского»
Подготовку ко второму чтению проекта федерального закона № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда» или другими способами) обсуждали сегодня в рамках «круглого стола» депутаты Государственной Думы, представители профильных министерств и ведомств, профсоюзные работники.
Актуальность данного законопроекта обусловлена тем, что в последнее время широкое распространение получила практика «оптимизации» предпринимателями своих расходов на рабочую силу. В результате нередко используются механизмы «заемного труда» - когда агентство временной занятости заключает трудовые контракты с работниками и направляет их выполнять работу к своим заказчикам (фактическим работодателям). Работники как бы сдаются «в аренду».
Открывая мероприятие, Председатель Член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, один из авторов законопроект Андрей Исаев напомнил, что в первом чтении обсуждаемый законопроект был принят единогласно 20 мая 2011 годы. Для подготовки документа ко второму чтению была создана трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), которая накануне поддержала вариант запрета «заемного труда» работодателями с определенными оговорками, в каких случаях возможно предоставление персонала и в каких случаях оно не будет относиться к заемному труду.
«Свой серьезный вклад в принятие этого закона вчера внес Сенат США, проголосовав за так называемый «Акт Магнитского», который направлен против России и носит очевидный дискриминационный характер. Российское руководство и российский парламент полны решимости принять ответные шаги», - заметил Андрей Исаев. И тут же отметил, что одним из таких шагов станет данный законопроект.
«Зная, какое серьезное внимание уделяют теме заемного труда США, действующие на территории России такие структуры, как Российско-Американская торгово-промышленная палата, которая активно выступает против принятия закона о запрете «заемного труда» на территории РФ, зная, что целый ряд американских компаний, транснациональных компаний с доминирующим участием американского капитала активно использует схему заемного труда во всем мире и понимая, что принятие решения о запрете наемного труда в одной из стран «двадцатки» вызовет цепную реакцию профсоюзных движений развитых стран за принятие аналогичных решений, я глубоко убежден, что своим решение сенат США облегчил прохождение закона о запрете заемного труда в Госдуме и Совете Федерации. Ко второму чтению будет внесена поправка, запрещающая аккредитацию в Министерстве труда или в соответствующем органе в качестве негосударственных агентств занятости иностранные юридические лица, их дочерние структуры, а также структуры, учрежденные иностранными юридическими или физическими лицами. После принятия данной поправки в России будут действовать только национальные агентства занятости», - подчеркнул Председатель Комитета ГД по труду и социальной политике.
Второй соавтор законопроекта – член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко, рассказывая о процессе внесения поправок в законопроекта, сравнил его с подготовкой к законному браку, когда «одна сторона хочет венчаться в белом платье а вторая вообще жениться не хочет».
- Вместо разговоров о том, как улучшить и согласовать интересы сторон, мы получали от двух сторон только постоянные предложения, направленные на легализацию заемного труда. Подобные предложения трудно назвать доработкой, такой полной замены текста законопроекта просто не может быть! – заявил Михаил Тарасенко. - Следует отметить, что в официальном отзыве Правительства РФ к законопроекту первого чтения нет ни слова о том, что из документа необходимо исключить меры по предотвращению уклонения работодателей от заключения трудовых договоров путем подмены их договорами гражданско-правого характера. Нет ни слова о том, что заемный труд надо легализовать. Там говорится лишь, что «ряд положений требует корректировки». Мы разработали и предложили поправки, максимально учитывающие замечания и предложения Правительства. Учтены и отдельные предложения работодателей и трехсторонней комиссии», - отметил депутат.
Поясняя необходимость принимаемого законопроекта депутат заявил:
- Поднятые в законопроекте чрезвычайно важны для развития рынка труда, эффективного и бережного использования человеческих ресурсов, а главное – для обеспечения достойных условия труда работников. Для бизнеса преимущества заемного труда состоят в том, что вместо организации новых полноценных рабочих мест «арендовать» работников, имея возможность в любой момент без каких либо компенсаций от них избавиться. Кроме того, заемные работники лишены разного рода надбавок, связанных с трудом на конкретного работодателя, поскольку на них не распространяются положения коллективного договора. Охрана труда таких работников осуществляется хуже. Между тем взносы за них на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний поставщики персонала если и платят, то в минимальном размере. Заемные работники не состоят в профсоюзах и лишены полноценной возможности защищать свои трудовые права. Люди, заключающие вместо трудового договора гражданско-правовой договор о выполнении работ или оказании услуг лишаются прав на ограничение продолжительности рабочего времени, на предоставление выходных дней, на оплачиваемый ежегодный отпуск. У них нет права на социальное страхование, включая страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а в последующем – на пенсионное обеспечение. На них не распространяются гарантии на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Нарушаются все конституционные гарантии».
В свою очередь заместитель министра труда Любовь Ельцова отметила, что «крайне важно предпринять все меры, чтобы в сложившейся практике выявить вопросы, связанные с необходимостью защиты прав и интересов работников, используемых частными агентствами занятости при направлении их третьим лицам.
«Надо ввести систему аккредитации частных агентств занятости, что упорядочит работу на рынке, - сказала замминистра. - Следует утвердить примерную форму трудового договора, в котором отражены основные позиции, и который будет заключаться в случае направления работника к третьей стороне. Нужна регламентация прав работников и обязанностей частных агентств занятости в этих условиях».
Представитель Министерства труда в целом поддержала вносимые депутатами изменения в законодательство, согласившись и с предложенным перечнем условий наложения запретов для направления работников третий стороне: во время забастовки, при угрозе массовых увольнений, если на предприятии происходит задержка зарплат, для выполнения работ на особых объектах.