Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Мурзабаева: Больше вопросов, чем ответов

В Государственной Думе ФС РФ состоялся круглый стол на тему: «Медико-социальные проблемы старения населения. Правовое регулирование».

Участники заседания отмечают устойчивую тенденцию к повышению темпов старения населения во всех странах мира и в России. По оценкам ООН, население мира в возрасте 60 лет и старше насчитывало в 2012 году около 810 миллионов человек, а в 2050 году превысит 2 миллиарда человек. Прогнозная численность населения мира должна к этому времени составить более 7 млрд. человек. Это означает, что практически каждый третий-четвертый житель планеты будет пожилым человеком.

Помимо тенденции общего старения населения в мире в составе пожилого населения постоянно увеличивается доля старших возрастов. К 2050 году в большинстве стран число людей старше 80 лет увеличится в четыре раза и достигнет 400 миллионов.

В связи с этим преобладающее большинство стран уже столкнулось со сложными социальными и медицинскими проблемами.

В Российской Федерации в настоящее время проживает 31,7 млн. человек старше 60 лет. Доля этой популяционной группы в структуре всего населения с 1989 года возросла с 15% до 21%. При этом в некоторых субъектах Российской Федерации она доходит до 28% от общей численности населения региона. В России численность людей в возрасте старше трудоспособного практически сравнялась с численностью молодежи (от 15 до 30 лет).

Позитивные демографические изменения ведут к увеличению государственных расходов на пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и социальное обеспечение пожилого населения.

В рамках принятых основополагающих документов государственной политики - Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции социально-экономического развития России на период до 2020 года» - ставится задача увеличения продолжительности жизни в России к 2018 году до 74 лет.

Однако, в настоящее время наша страна не в полной мере к этому готова.  К сожалению, государственная социальная политика в России должным образом не учитывает устойчивой тенденции повышения удельного веса людей старшего возраста в структуре населения. В России не обеспечивается высокий уровень и качество жизни пожилых людей даже при существующей их численности. Размер пенсий не обеспечивает полное удовлетворение физиологических и духовных потребностей пенсионеров.

Существуют серьезные проблемы в их жилищно-бытовом обеспечении. Почти треть из них не удовлетворены состоянием своего жилища. Почти две трети пожилых граждан отмечают неприспособленность транспорта для проезда инвалидов и престарелых граждан. Большинство пожилых работников, несмотря на желание продолжить трудовую деятельность, не имеют такой возможности.

Необходимо отметить, что в целях практического решения проблем старшего поколения Пенсионный фонд Российской Федерации с 2000 года участвует в финансовом обеспечении социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.

Так, впервые в 2011 году на приобретение автотранспорта в количестве 632 штук для оснащения мобильных бригад, предоставляющих неотложные медико-социальные услуги пожилым людям, направлены средства в размере 0,2 млрд. рублей. В 2012 году на указанные цели выделено – 0,17 млрд. руб. (468 единиц автотранспорта), по Республике Башкортостан за последние два года приобретено 30 автомашин. Насколько эффективно и рационально используется указанный транспорт для оказания неотложных медико-социальных услуг пожилым людям? Обеспечивается ли доставка лекарств инвалидам-льготникам на дом, выездные консультации юриста, психолога, помощь в оформлении заявлений и справок в различные инстанции? Привлекаются ли медицинские работники лечебно-профилактических учреждений для совместного решения с работниками органов социальной защиты насущных вопросов нуждающихся граждан республики? Есть ли взаимодействие между различными ведомствами, ответственными за оказание реальной социальной помощи пожилым? К сожалению, на сегодня возникает больше нерешенных вопросов, чем положительно решенных ответов во многих субъектах Российской Федерации.

Принятые  участниками «круглого стола» рекомендации для органов власти указывают на необходимость принятия экстренных комплексных мер на межведомственном уровне для повышения качества жизни пожилых людей в России.