Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Плигин: Проект закона о выборах главы субъекта Федерации будет вынесен на второе чтение 19 марта

Председатель комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин прокомментировал подготовленный к рассмотрению во втором чтении законопроект, касающийся изменения порядка формирования института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

«Как вы знаете, этот законопроект бы внесен рядом депутатов Государственной Думы и он был призван учитывать некоторые особенности, которые складываются в отдельных регионах Российской Федерации, - напомнил, в частности, Плигин. - При этом законопроект очень предметно обсуждался экспертным сообществом, в нем проявили большую заинтересованность члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы. Поэтому при подготовке ко второму чтению законопроект приобрел определенные изменения.

В частности, хотелось бы обратить внимание на то, что сохранена общая концепция законопроекта, которая предполагает установление законом субъекта Российской Федерации и самого по себе института изменения. То есть законом субъекта Российской Федерации будет определяться, будет ли законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации избирать главу субъекта Российской Федерации.

Хотел бы обратить внимание, что в ряде поправок, в частности, в поправках Сергея Михайловича Миронова, предлагалось ввести какие-то квалифицирующие признаки, которые позволили бы тому или иному субъекту Российской Федерации перейти на иной по сравнению с действующим порядок. При этом мы, члены комитета, при работе над законопроектом исходили из того, что мы не будем вводить какого-либо рода критерии. В данной ситуации мы полагаем, что случаи изменения прядка формирования будут носить единичный характер и они будут приниматься каждым субъектом Российской Федерации отдельно.

Довольно существенное внимание в поправках было уделено праву политических партий предлагать кандидатуры Президенту Российской Федерации. Если ранее в тексте законопроекта было указано, что это должно было быть не менее трех кандидатур от политической партии, то в настоящее время указывается, что число кандидатур будет носить предельный характер и это будет не более трех кандидатур от одной политической партии. Причем ряд наших коллег предлагали сузить и данное полномочие.

При этом, определяя кандидатуры от политических партий, ряд уважаемых коллег предложили, что Президент Российской Федерации, осуществляя выбор кандидатур, а это должны быть не менее трех кандидатур, которые из числа общих предложенных кандидатур будут предлагаться законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации, должен будет предложить кандидатуры различных политических партий. Мы полагаем, что в данной ситуации право Президента сделать свой выбор и предложить кандидатуры, которые могут относиться к одной политической партии или касаться ряда политических партий.

В законопроекте уточняются положения, которые касаются порядка формирования списка кандидатур, которые могут быть предложены Президенту Российской Федерации. В законе «О политических партиях», в частности, указывается, что такого рода политические консультации политических партий, которые имеют право делать предложения Президенту Российской Федерации, являются обязанностью данных политических партий. И они должны провести эти политические консультации с политическими партиями, которые представлены в субъекте  Российской Федерации.

Соответственно, предложение политической партии делаются ее коллегиальным, постоянно действующим руководящим органом. При этом самим уставом политической партии может быть предусмотрено, что правом предложения кандидатур обладают ее соответствующие региональные отделения.

Какие вопросы возникли в ходе обсуждения? Если вы заметили, эти вопросы поднял член Совета Федерации Пантелеев Олег Евгеньевич. Эти вопросы касались порядка формирования института представителей в Совете Федерации, которые могут быть в дальнейшем представлены в виде трех человек в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Лица, по которому могут быть сделаны предложения Президента Российской Федерации – это три человека, должны будут представить, каждый из них, по три возможных кандидатуры в члены Совета Федерации. Таким образом, общее число – девять.

Это число девять формируется в следующем порядке: могут быть предложены депутаты Государственной Думы региональной подгруппы, депутаты законодательного (представительного) органа власти и депутаты муниципальных образований. Вопрос, который возник и требует дальнейшего обсуждения – могут ли в этот список быть включены действующие члены Совета Федерации. По той, концепции, которую мы заняли в ходе обсуждения, мы считаем, что должны проходить люди, которые прошли выборные процедуры.

На обсуждение во втором чтении законопроект будет вынесен в следующий вторник, 19 марта. Мы рассчитываем, что этот проект закона будет рассмотрен Советом Федерации 27 марта. То есть в том случае, если второе чтение 19-го, третье чтение в пятницу, это у нас 22-е. Как видите, законопроект проходит предметное и достаточно плотное обсуждение».