Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Плигин: В России грядет реформа третейского судопроизводства

Плигин: В России грядет реформа третейского судопроизводства

В декабрьском послании к Федеральному собранию Владимир Путин дал старт работе по реформе третейских судов, которая завершится к 1 июля 2013 года. Сейчас в России действуют более 1,5 тысяч третейских судов, некоторые создаются лишь под конкретное дело. Непрозрачность формирования суда, отсутствие контроля за арбитрами и ответственности, а также правовой нигилизм привели к тому, что третейские суды массово используются в различных мошеннических схемах.

К российским третейским судам утеряно доверие как российских добропорядочных предпринимателей, так и международных инвесторов. Председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин так охарактеризовал ситуацию с третейским судопроизводством: - Третейское судопроизводство, естественно, известно Российской Федерации. Постоянно действовал международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ. И я должен сказать, что, в том числе, в советское время он был востребован.

В настоящее время присутствует мода на третейское судопроизводство разных характеристик. И, я точно не знаю их количество, но присутствует достаточно много третейских судов в РФ при различного рода ассоциациях, региональные суды, создаются специальные третейские суды, как некое самостоятельное явление. И все это привело, конечно же, к такому формированию, в том числе, негативной практики использования третейского судопроизводства. Точно так же, как и любой другой правовой институт, основной характеристикой, которой должен отличаться судебный институт, является доверие. Доверие к качественному рассмотрению дел, доверие к рассмотрению дел, которое действительно отвечает действующему законодательству, принятие решений, которые являются действительно правовыми решениями, а не решениями конъюнктурными. В связи с распространением таких многих институтов третейского судопроизводства уровень доверия к третейскому судопроизводству снизился.

Я имею в виду те третейские суды, которые рассматривают внутренние споры. Что касается международных споров, действительно мы сталкиваемся с проблемой определения в качестве юрисдикции других стран или передачи довольно большого объема дел на рассмотрение сложившихся международных третейских институтов. Стокгольмский институт или других институты. Совершенно естественно, что нас эта практика удовлетворять не может, поэтому мы должны очень предметно изучить практику третейского судопроизводства. О формировании таких институтов доверия, в частности, шла речь в Послании Президента РФ. Т.е., еще раз хочу сказать – либо нужно повышать уровень доверия к традиционным институтам, либо формировать новые институты.

Для нас это особенно важно в связи с интеграционными процессами, которые происходят на так называемом постсоветском пространстве. Потому, выбор направления развития зависит от профессионального сообщества, от нашей совместной работы. И я думаю, что мы проведем, в том числе, возможно, в рамках Государственной Думы, определенные консультации, тем более, что этот процесс был начат в рамках консультаций Председателя ГД с представителями крупных юридических фирм, занимающихся вопросами бизнес-права, которые и поставили вопрос об институтах доверия. Проблему отсутствия доверия к российскому третейскому судопроизводству прокомментировал также член Арбитражной комиссии Российского национального комитета Международной торговой палаты (ICC Russia) Константин Гагарин: - Нам видится проблема российских третейских судов на сегодняшний день таким образом, что с одной стороны репутационные, добросовестные иностранные инвесторы отказываются делать арбитражные оговорки со ссылкой на российские третейские суды, а без этого рассмотрение спора в третейском суде невозможно. Они предпочитают суды, к сожалению, в Лондоне, Париже, других признанных юрисдикциях.

А с другой стороны российские третейские суды заполнены так называемыми спорами, а на самом деле «постановочными», организованными заранее мероприятиями между различными мошенниками , которые используют такие решения для своих недобросовестных целей. Например, для приватизации государственного имущества, для обмана участников корпораций, для других неблаговидных целей. Конечно, хотелось бы, чтобы новое законодательство, которое должно быть принято, с одной стороны, способствовало возвращению добросовестных, добропорядочных иностранных представителей бизнес и юридического сообщества в российские третейские суды, а с другой - чтобы из этих судов были изгнаны мошенники и все те, кто ими пользуется для обмана и совершения преступления. Это все бы могло бы быть достигнуто при принятии единого закона, гармонизированного с международным законодательством в этой сфере – типовым законом ЮНСИТРАЛ, с международной Нью-Йоркской конвенцией о принудительном исполнении и признании иностранных арбитражных решений. В этом законе, мы считаем, должны быть прописаны такие вещи как единые органы профессионального сообщества, которые бы участвовали в самоуправлении, как ответственность и права и обязанности арбитров в конкретных спорах, должен быть прописан процесс.

Также в этом законе необходимо прописать ограничения арбитрабельности различных споров. Т.е., те случаи, когда только государственный суд может рассматривать определенные виды споров, до которых третейские суды еще не доросли. Если мы таким законом создадим нормальную прозрачную систему третейских судов в России, систему, которая позволит международным добропорядочным инвесторам и представителям юридического сообщества видеть, что они могут доверять российским третейским судам, то тогда мы вернем эти правовые споры в нормальное правовое русло и в Россию. Сегодня, к сожалению, они отсюда уходят…