Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Школкина: В осеннюю сессию вернемся к рассмотрению закона о торговой деятельности

В Мордовии в рамках партийного проекта партии "Единая Россия" "Народный контроль" прошел "круглый стол" на тему: "Доступность отечественных продуктов питания как фактор продовольственной безопасности России", в котором приняли участие представители Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Правительства Республики Мордовия, сельхозпроизводители, а также представители розничной торговли. Перед "круглым столом" участники совещания посетили несколько разных магазинов - от федеральных сетей до магазина шаговой доступности - и рынок, где, в первую очередь, обращали внимание на присутствие на полках магазинов товаров отечественных производителей, особенно на наличие товаров региональных производителей.

Заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина ("Единая Россия") отметила:

- Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» был принят в 2009 году. Дискуссия и тогда была бурной, вопрос остается самым обсуждаемым и сегодня.

По данным союзов и ассоциаций АПК, в 75% случаев для поставщиков продуктов питания условия заключения договоров поставки продукции в розничную сеть после введения в действие закона не изменились. При этом 20-25% поставщиков указывали на ужесточение и усложнение договорных условий с крупными торговыми сетями. Фактически одни поборы трансформировались в другие. Так, вознаграждение, превышающее установленным законом максимальный размер на 10%, фактически переросло в массовые скидки. Поставщикам предлагается снижать отпускные цены или оплачивать маркетинговые платежи. Также расширена линейка штрафных санкций, штрафуют за все, включая «снижение качества», опоздание к разгрузке. При этом, если разгрузка сорвана по вине торговой организации, санкции не применяются. Возврат продукции - еще один из часто задаваемых вопросов сельхозпроизводителями и переработчиками, особенно актуален он для продукции с короткими сроками хранения, в частности для хлебопекарной промышленности.

Ради объективности стоит отметить, что и торговые сети имеют ряд претензий к отечественному производителю - и на это есть объективные причины. Потребитель действительно сегодня более требователен, он готов заплатить больше, но за это получить товар качественный, чистенький и упакованный в необходимом ему количестве.

В осеннюю сессию мы вернемся к рассмотрению закона о торговой деятельности. Знаем, что сегодня соответствующие поправки готовит и Правительство РФ. Что касается нашего комитета, то мы внесли поправки, касающиеся ограничения торговой наценки на социально-значимые товары, хотя сети уже и сегодня не выходят за пределы 10%, правда, при этом систему скидок никто не отменял. Также мы будем настаивать на консолидированной ответственности сетей за возврат продукции, на едином договоре поставки, доли присутствия на полках регионального производителя.

Для увеличения доступности отечественных продуктов необходимо пересмотреть аграрную политику в целом, переходя на прямую поддержку сельхозпроизводителя, нивелируя роль института субсидирования процентных ставок, развивать инфраструктуру и логистику агропродовольственного рынка, строить собственные региональные распределительные центры, развивать региональные бренды. Развитие российских брендов и продвижение российской продукции за рубежом должно стать частью государственной политики. Мы, кстати, неоднократно предлагали Правительству создать для этих целей отдельное Агентство по продвижению продукции за рубежом, понимая, что производителю трудно, да и затратно самостоятельно выйти на иностранный рынок, а это, кстати, дополнительный внутренний резерв для наших сельхозпроизводителей, особенно в условиях ВТО.