Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Школкина: Без индикативного планирования сельскому хозяйству будет сложно

Сегодня, 28 сентября, в ходе  XII Международного инвестиционного форума "Сочи 2013" проходит панельная дискуссия "Сельское хозяйство в новых условиях развития: инвестиционные ориентиры для бизнеса и приоритеты господдержки". Заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина ("Единая Россия") заявила:

Без индикативного планирования, причём на долгосрочную перспективу, агропромышленному комплексу будет не только трудно развиваться, но и просто держаться на плаву.  Важно понимать, что если сегодня государство ориентирует сельхозпроизводителей на новые формы поддержки, то последним необходимо знать, какие у них временные горизонты, а ещё лучше параметры этой поддержки на ближайшие 5-8 лет. Чтобы не получилось, как происходит сегодня с возмещением процентной ставки по кредитам, когда государство в лице Минсельхоза вынуждено оправдываться перед производителями, а хуже встречаться с ними в суде.

Наш комитет, кстати, поддерживает переход на прямые формы поддержки в АПК и нивелирование института субсидирования процентных  ставок, но при условии выполнения государством всех взятых на себя обязательств и внедрения новых, согласованных с аграрным сообществом форм поддержек, в том числе с учётом вступления России в ВТО. Например таких,  как субсидия сельхозпроизводителю из федерального бюджета на приобретение техники.

Мы внесли законопроект, позволяющий возмещать производителям из федерального бюджета до 35% цены приобретаемой им техники. Минсельхоз поддержал нашу инициативу, в принципе Правительство тоже, надеюсь, с 1 января 2014 год мы этой нормой воспользуемся. Надо отметить, что данное предложение нашло широкий отзыв в регионах и некоторые губернаторы также выразили готовность изыскать аналогичную сумму из бюджетов, несмотря на дефицит и скудность их региональных бюджетов. Полагаю, данная поддержка позволит нашим сельхозпроизводителям обновить, а некоторым начать обновлять парк сельскохозяйственной техники.

Следующая тема связана с уплатой НДС  сельхозпроизводителями, находящимися на упрощённой системе налогообложения. Тема  дискуссируется не первый год. Нами, по согласованию с аграрным сообществом, был предложен законопроект, где за основу взят опыт Украины, согласно которого украинские плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога не освобождены от уплаты НДС. Вместе с тем для них предусмотрен специальный режим, когда сумма НДС, начисленная сельхозпредприятиям на стоимость поставленных товаров (услуг) не подлежит уплате в бюджет, а зачисляется на специальные счета и полностью остаётся в распоряжении предприятия для возмещения суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных товаров (услуг), а при наличии остатка такой суммы, предприятия имеет право тратить её на другие производственные цели. Полагаю, что данную меру можно распространить на всех сельхозпроизводителей. Надеемся, что вместе с Минсельхозом и Минфином взвесив ещё раз все «за» и «против» выработаем конкретное предложение и по этому вопросу.

И наконец, самый непростой вопрос, но без решения которого российским сельхозпроизводителям порой даже трудно думать о перспективах развития, это высокая закредитованность предприятий. На этот счёт существуют разные мнения  даже среди аграриев, от списания долгов до постулата «победит сильнейший». Но и те и другие сходятся в едином мнении, что без финансового оздоровления отрасли в принципе не обойтись.

Что касается наших предложений, то мы предлагаем Правительству провести финоздоровление отрасли за счёт средств резервного фонда с привлечением, например, Внешэкономбанка, как института развития, что позволит вовлечь средства в экономический оборот (на возвратной основе), усовершенствовать условия кредитования и самое главное - провести санацию сельхозпредприятий.

Ради объективности необходимо отметить, что даже решив и эту глобальную по своим  масштабам задачу, мы не искореняем проблему закредитованности как таковую, так как по-прежнему на повестке дня остаётся нерешённым вопрос, связанный с диспаритетом цен, недостаточной пока господдержкой и высокими банковскими ставками. Иными словами, нас, как депутатов волнует не только расчистка балансов сельхозпредприятий, но и дальнейшее их развитие, а при таком диспаритете цен и банковских ставках, похожую ситуацию, боюсь, мы будем наблюдать каждые 5 лет. 

Мы знаем, что работа в этом направлении сегодня Минсельхозом ведётся, прорабатываются различные варианты. Правда, хотелось бы, чтобы эта работа велась совместно с парламентским сообществом, так как последним принимать соответствующие поправки в законы. Есть поручение - проработать вопрос о придании Россельхозбанку статуса института развития (по аналогии с ВЭБ), что позволит последнему не отвлекать средства на резервный фонд в ЦБ.  Мы готовы поддержать банк в этом вопросе и во всех других, если эти изменения будут направлены на благо селян.