Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Алексей Пушков: Лицемерные призывы к возобновлению диалога в условиях санкций следует отвергнуть

Сегодня, 18 апреля, при рассмотрении проекта постановления Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы "Об антироссийской резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы" председатель комитета Государственной Думы по международным делам Алексей Пушков в своем докладе отметил:

- Вы все знаете о том, что на последней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы были приняты две резолюции, с которыми мы категорически не согласны.

Первая - это резолюция по Украине, которая искажает, причём самым грубым образом, характер происходивших на Украине событий.

И вторая резолюция - это санкции в отношении России. По этой резолюции российская делегация лишена права до конца года голосовать в Парламентской ассамблее, участвовать в работе её руководящих органов, то есть президентского комитета, бюро ПАСЕ и постоянного комитета, а также принимать участие в миссиях наблюдения, которые проходят по линии ПАСЕ. Это означает, что нас лишили примерно 70 процентов наших полномочий в этой организации.

Надо сказать, что с самого начала в ПАСЕ был взят настрой на то, чтобы максимально жёстко отреагировать на действия России по отношению к Крыму и на нашу позицию по отношению к Украине. И поэтому на самом деле рассматривалось и предложение об исключении России из Парламентской ассамблеи, причём его продвигали очень и очень активно, прежде всего, британская делегация при поддержке целого ряда других стран, мы с вами их все знаем: это Грузия, это Эстония, это Швеция, это другие прибалтийские государства.

Так что мы столкнулись практически с единым фронтом, с очень консолидированным антироссийским большинством. И в этих условиях только страх потерять Россию как партнёра вообще, опасения, что в случае, если Россия будет исключена до конца 2014 года, она может вообще не вернуться в Парламентскую ассамблею (а тогда встанет вопрос и об участии России в Совете Европы как таковом) - только это побудило Парламентскую ассамблею Совета Европы отвергнуть предложение об исключении России до конца 2014 года.

Но в порядке своеобразной компенсации было проведено решение о лишении нас, как я уже сказал, большей части полномочий. Была ещё и более резкая резолюция, она предлагала лишить Россию вообще всех полномочий, кроме права заходить в здание Совета Европы. Ну и я так понимаю, что допускалась возможность, что мы будем пить кофе в кафетерии Совета Европы. Нельзя по этой резолюции нельзя было ни выступать, ни принимать участие в работе комиссий, ни принимать участие в составлении докладов и так далее и так далее.

Это не прошло, но я обращаю ваше внимание, это не прошло одним голосом, одного голоса не хватило для того, чтобы принять вот такую радикально полоумную резолюцию, я бы сказал, которая была бы равносильна лишению нас полномочий вообще как таковых.

Повторяю, на это всё-таки при всём своём антироссийском настрое, большинство в ПАСЕ не пошло, понимая, что уход России будет означать резкое снижение веса и роли этой организации в общеевропейских делах.

Но было принято решение, которое нам также представляется абсолютно неприемлемым: Россия не может согласиться с тем, что её делегация в ПАСЕ не будет иметь практически возможности участвовать в полноценной работе.

Весьма характерна была обстановка на обсуждении украинского, например, доклада, который подготовили докладчики из Эстонии и Швеции. Это, вообще, было удивительное упражнение в антироссийской риторике и своего рода феномен в отрицании очевидных фактов.

Например, нам было сообщено, что ни один человек на Украине не выступает за федерализацию в этой стране, ни один. А было сказано, что в Крыму подвергаются пыткам и гибнут крымские татары. Ни одного, естественно, факта, подтверждающего это, приведено не было.

Отрицался неконституционный характер смены власти на Украине, хотя даже в европейских странах и в Соединённых Штатах есть юристы и их немало, которые говорят о том, что очень большие вопросы есть к тому, как произошла смена власти на Украине.

Отрицались прямые нарушения прав человека, которые были совершены сторонниками нынешней киевской власти. Мы с вами все знаем, что творилось в Киеве после 22 февраля, мы знаем, что было два человека убито, например, штаб-квартире Партии регионов, одного из них расстреляли прямо на пороге Партии регионов, когда пришли разбираться с этой партией представители "Правого сектора" и других боевых отрядов так называемой "оппозиции". А другой человек погиб в подвале после того, как туда бросили бутылку с зажигательной смесью,

Эти факты, вообще, не рассматривались. Никакие подтверждения того, что нынешняя власть в Киеве может быть не легитимной, что в её состав могут входить представители неонацистских организаций, что эта власть ответственна за целый ряд преступлений, которые совершены в Киеве - это всё отрицалось на корню.

То есть мы столкнулись с такой стеной тотального отрицания. Предположение о том, что стрельбу на Майдане вели снайперы со стороны оппозиции, которое было подтверждено известным перехваченным разговором между Кэтрин Эштон и министром иностранных дел Эстонии, тоже не рассматривалось. Все смерти на Майдане были приписаны исключительно силам правопорядка, которые действовали якобы по приказам Президента Януковича.

Наши попытки обратиться в Венецианскую комиссию, чтобы был рассмотрен вопрос о конституционности смены власти на Украине, были заблокированы. В то же время все предложения о том, чтобы рассмотреть конституционность вопроса, скажем, о референдуме в Крыму, естественно, были моментально и очень быстро направлены в Венецианскую комиссию и, естественно, получили тот ответ, который мы и ожидали, что этот референдум якобы неконституционен. Хотя встаёт вопрос: если, свергнув незаконным образом законно избранного Президента Украины, правительство новой власти Украины фактически уничтожили украинскую Конституцию, то как можно вообще говорить о ее действии, этой Конституции, на остальной территории страны, если она нарушается в Киеве.

Все эти аргументы мы высказали на Парламентской ассамблее Совета Европы, но, повторяю, зал не был настроен на их восприятие. Нас поддержала практически только фракция евролевых во главе с её лидером, бывшим руководителем миссии по мониторингу российских выборов Тини Коксом. Все остальные в лучшем случае заняли позицию, так сказать, такого аккуратного невмешательства, а большинство упражнялось в антироссийской риторике и в откровенной лжи.

В итоге российская делегация пришла к выводу, что на этой сессии Парламентская ассамблея пошла по пути откровенного предательства тех принципов верховенства закона и соблюдения прав человека и демократии, которые она как раз и призвана защищать. В отношении Украины большинство в ПАСЕ приняло фактически одну сторону, провозгласило непогрешимость нынешних киевских властей, их абсолютную легитимность и фактически встало на сторону обоснования геополитического захвата Украины теми политическими силами на Западе, которые готовили и продолжают готовить этот геополитический захват с целью последующего включения Украины в НАТО.

В ПАСЕ есть представители трезвомыслящих сил, которые предлагали непредвзято разобраться в том, что происходит на Украине, настаивали на том, чтобы "не закрывать дверь" для полноценного диалога с Россией путём лишения нашей делегации большей части её полномочий, однако они не были услышаны, и большинство в ПАСЕ пошло по другому пути.

При этом мы вновь видели демонстрацию полного торжества двойных стандартов. Больше всего на нас наступали и атаковали нас те, кто представляет страны, которые неоднократно сознательно и постоянно за последние 15 лет нарушали международное право, например, Великобритания, Польша и целый ряд других. 25 государств-членов Совета Европы поддержали агрессию против Ирака. Ни против одного из них не было принято каких-либо санкций.

Великобритания отправила в Ирак несколько тысяч своих солдат, что привело к гибели несколько десятков тысяч иракцев. Против английской делегации ни разу не было применено санкций, даже вопрос об этом не ставился.

Когда бомбили Белград в 1999 году, это было впервые, напомню, после Второй мировой войны, впервые в истории Европы после Второй мировой войны бомбили европейскую столицу. Ни одна делегация стран-членов Совета Европы, которые участвовали в этой операции, не была подвергнута санкциям.

Когда грубо исказили Резолюцию ООН по Ливии 1973 и подвергли Ливию ракетно-бомбовым ударам, вопрос о санкциях ни против одной делегации не был поставлен. За всю историю ПАСЕ только Россию подвергают постоянной угрозе санкций: то лишение голосования, то подвешивание полномочий, то исключение.

Но если в ПАСЕ настолько не хотят видеть Россию в своём составе, то я думаю, что Россия не должна цепляться за участие в этой организации. Но в ПАСЕ должны также отдавать себе отчёт, что, занимая такую позицию, перекрывая возможности для диалога с Россией, она себя отбрасывает на обочину европейской политики.

Сейчас в Женеве собирается конференция, и эта конференция подтверждает, что без участия России, без диалога с Россией ни одна крупнейшая европейская проблема решена быть не может, в данном случае не может быть решена проблема будущего Украины.

ПАСЕ сама исключает себя из этого диалога. Она, перекрывая возможности взаимодействия с Россией, себя отрезает от мейнстрима, от основного направления европейской политики. Что здесь больше: ненависти к России или отсутствия элементарного политического интеллекта - это должно решать само большинство в ПАСЕ, которое принимает столь безответственные решения.

В проекте Государственной Думы говорится о том, что депутаты Государственной Думы считают невозможным продолжение конструктивного участия в работе ПАСЕ в условиях репрессивных ограничений против делегации Федерального Собрания Российской Федерации. Отмечается, что бюджетные средства, которые выделяются Россией на финансирование Совета Европы, парламентским органом которого является ПАСЕ, могли бы быть использованы с большей эффективностью в самой Российской Федерации.

И формулируется то условие, при котором Россия может вернуться к работе в ПАСЕ. Это условие - восстановление в полном объёме полномочий делегации Федерального Собрания Российской Федерации и возможность её участия в выработке и принятии решения Ассамблеи.

И последнее. Сейчас нам из ПАСЕ приходят сигналы, что там ждут, что мы пойдём по пути возобновления диалога и что предпримем для того какие-то шаги. Вот эти лицемерные призывы к возобновлению диалога в условиях санкций, на наш взгляд, следует отвергнуть. Всякие предложения о возобновлении диалога в условиях дискриминации России не могут быть приняты. Единственный способ возвращения сотрудничества между Россией и ПАСЕ - это восстановление всех наших возможностей работать в этой организации. Любой другой путь ведёт в политический тупик.