Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Доклад Бориса Грызлова на заседании Генерального совета партии «Единая Россия»

Уважаемые коллеги!

Уважаемые участники заседания!

 

Сегодняшнее заседание Генерального Совета имеет особое значение. Начавшаяся открытая внутрипартийная дискуссия знаменует новый этап развития партии «Единая Россия». У нас должен состояться разговор о путях укрепления нашей партии, о ее идеологии и программе на данном этапе. Надеюсь, что в результате этого разговора партия станет более мобильной, современной и авторитетной.

*  *  *

            /о партстроительстве/

 

Давайте посмотрим, с какими результатами партия подошла к новому этапу своего развития.

 

/численность/

Мы отмечаем устойчивый рост численности партии. Сейчас в рядах «Единой России» - почти 917 тысяч российских граждан (916962 чел.). Только за период, прошедший после V Съезда, в партию вступило более 53-х тысяч человек.

Наша партия на сегодняшний день является самой массовой в стране, что, с одной стороны, положительно характеризует нашу работу, с другой стороны – накладывает на нас дополнительную ответственность.

Расширяется представительство партии в органах государственной власти. Среди членов партии - около 2 тысяч депутатов федерального и регионального уровней - в том числе 252 депутата Государственной Думы и 97 членов Совета Федерации, 50 руководителей субъектов Российской Федерации.

Территориальные структуры партии сейчас насчитывают в своем составе 89 региональных, 2603 местных и 30953 первичных отделений.

Оптимизируется структура местных отделений партии. Главное здесь – разукрупнение отделений в крупных городах и повышение плотности отделений в сельской местности.

В значительной мере возросла активность по развитию сети первичных отделений. Только с начала текущего года создано 3629 первичных отделений партии, тогда как за весь 2004 год их было создано всего 1138.

Вместе с тем эту работу сдерживает ряд факторов. К ним относятся:

-         недостаток подготовленных партийных кадров, способных наладить эффективную работу на уровне местных отделений. С ростом числа местных отделений негативное влияние этого фактора может только усиливаться;

-         есть проблемы и с материально-техническим обеспечением местных отделений нашей партии.

Очевидно, что преодоление этих факторов только усилиями центральных органов – невозможно. В то же время, без их участия региональные отделения тоже с этой задачей не могут справиться.

Укрепляя позиции партии на низовом уровне, мы обязаны учесть изменения, связанные с реформой местного самоуправления. Партия должна быть представлена во всех, даже в самых небольших муниципальных образованиях. Важнейшей задачей является присутствие представителей партии на каждом избирательном участке страны, участие в работе каждой избирательной комиссии. Надо стремиться к тому, чтобы число первичных организаций приблизилось к числу избирательных участков. Эту задачу нам пока реализовать не удалось.

 

· /об участии в выборах/

Сохранение, преумножение и умелое использование нашего кадрового ресурса на всех этапах подготовки и участия в избирательных кампаниях – приоритетная задача для руководящих органов партии, как в центре, так и на местах.

С начала года региональные отделения нашей партии приняли участие в выборах депутатов законодательных органов Амурской, Владимирской, Воронежской и Рязанской областей, Таймырского, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов.

В целом итоги этих избирательных кампаний для партии можно признать успешными. Только в Амурской области при голосовании за партийный список – мы заняли второе место (отставание от лидера составило всего один процент!).

Партия имеет сейчас свои депутатские объединения в 78-ми законодательных органах субъектов Российской Федерации. В 7-ми региональных органах законодательной власти депутатские объединения «Единой России» находятся в стадии формирования и регистрации. В 4-х субъектах Российской Федерации создание депутатских объединений не предусмотрено регламентом законодательных органов.

Хочу в связи с этим еще раз напомнить принципиальную позицию партии: депутатские объединения с названием «Единая Россия» - это депутатские объединения Политической партии «Единая Россия». Они не только создаются партией, но и отвечают перед партией за свою работу в области реализации ее программных целей и задач.

Именно этим объясняется то внимание, которое уделяют руководящие органы партии вопросам согласования кандидатур, выдвигаемых Конференциями региональных отделений в депутаты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и на выборные должности в органы местного самоуправления. Этот вопрос вынесен в отдельный пункт сегодняшней повестки дня.

Эффективность партии во многом определяется единством действий всех ее структурных подразделений. Важно, в связи с этим, усилить координирующую роль президиума Генерального совета в руководстве деятельностью территориальных структур партии. Регулярные, подробные отчеты региональных отделений партии должны стать правилом.

Уже упомянутая мной процедура согласования кандидатур – хороший повод для приглашения секретаря регионального политсовета на заседание президиума Генерального совета. И для отчета о работе регионального отделения, и для более содержательного обсуждения кандидатур, предложенных региональным политсоветом.

 

· /переход к пропорциональной системе/

Партийное строительство мы рассматриваем как способ укрепления единства и сплоченности общества. Но оно требует законодательной поддержки.

Речь идет о создании таких условий, которые бы стимулировали процесс партийного строительства и укрепление политической системы нашего общества. Здесь важнейшее значение имеет переход на пропорциональную систему выборов депутатов Государственной Думы. Соответствующий Федеральный закон, внесенный Президентом России, был принят вчера. Общая направленность данного закона состоит в укреплении политической системы нашего общества, повышении профессионализма и политической ответственности законодателей, создании конкурентной политической среды.

Без сильных и массовых политических партий наше общество не может эффективно участвовать в политическом процессе, который часто оказывался захвачен корпоративно-отраслевыми и региональными экономическими группировками. Они напрямую лоббировали свои интересы, публичность партийной политики им чужда и является помехой.

Наша задача, в связи с этим, не только четко выстроить свою идеологию, но и разработать и реализовать надежный алгоритм формирования кадрового резерва возможных кандидатов от «Единой России» на должности глав субъектов Российской Федерации, на иные должности в системе государственной власти и управления.

Необходимо ускорить разработку Концепции кадровой политики партии «Единая Россия», которая определит порядок работы партийных структур в этой области.

Только расширяя свое представительство в органах государственной власти и управления, ведя диалог с гражданским обществом, «Единая Россия» сможет обеспечить политические условия и законодательную базу для ускоренного развития страны.

Именно тогда «Единая Россия» сможет успешно выполнить и свою Предвыборную программу – программу укрепления единства и сплоченности российского общества, программу обеспечения безопасных и достойных условий жизни для граждан России.

 

*  *  *

 

/о законотворческой деятельности партии/

 

Основные направления законотворческой деятельности "Единой России" определялись нашими предвыборными обязательствами и решениями V Съезда партии.

 

· /жилье/

Так, мы завершили разработку и приступили к реализации стратегического общенационального проекта - формирование рынка доступного жилья. «Единая Россия» поддержала федеральную программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, исходя из того, что решение ключевых вопросов в проблеме ветхого жилья и модернизации ЖКХ должно взять на себя государство. Четкая государственная позиция в этой сфере даст положительный сигнал гражданам и бизнесу, а значит, позволит привлечь гораздо больше инвестиций и из других источников.

В дальнейшем необходимо существенно повысить роль ФЦП "Жилище". Депутаты Государственной Думы уже предложили Правительству пересмотреть заложенные в бюджете объемы финансирования на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, на модернизацию ЖКХ, и удвоить их уже в 2005 году. Это вполне реально.

Параллельно с государственной поддержкой ЖКХ, необходимо ускорить реформу управления отраслью. Прежде всего – провести  финансовое оздоровление организаций предприятий ЖКХ, сделать их прибыльными, а также запустить  концессионные механизмы привлечения частных инвесторов и установить четкий порядок определения экономически обоснованных цен на коммунальные услуги.

Прошедшее 20 апреля заседание президиума Госсовета, посвященное проблеме обеспечения граждан доступным жильем, станет дополнительным стимулом для ускорения данной работы. В работе заседания принимали участие и наши представители – председатель Комиссии президиума Генерального Совета партии по вопросам формирования рынка доступного жилья Г.В. Боос и член этой Комиссии П.В. Крашенинников.

 

· /дороги/

По инициативе фракции «Единая Россия» Государственная Дума приняла обращение к Председателю Правительства Российской Федерации по вопросу о неотложных мерах по сохранению и развитию дорожного хозяйства России.

 

           · /социальная политика/

Осуществляя контроль за реализацией Федерального закона № 122, мы сформулировали и предложили ряд мер в сфере повышения качества социальной политики государства в целом, закрепленных в специальном постановлении Государственной Думы.      

В этой связи хотел бы остановиться на некоторых других конкретных предложениях, направленных на повышение качества жизни граждан России и стабильное развитие социальной сферы. Эти предложения касаются двух взаимосвязанных вещей – стандартов качества жизни и преодоления бедности.

Предлагается принятие на государственном уровне абсолютно нового минимального федерального социального стандарта (МФСС). Стандарта, учитывающего не только элементарные потребности в питании и одежде, но и потребности в жилье, медицинских и профилактических услугах, образовании и повышении квалификации, поддержании в нормальном состоянии жилья. Несоответствие возможностей гражданина минимальному федеральному социальному стандарту – таким должен стать критерий отнесения к бедности.

 Предлагается также постепенное выравнивание финансового положения регионов путем не столько роста бюджетных трансфертов до размеров, обеспечивающих минимальные федеральные социальные стандарты, сколько стимулирования повышения доходов, формирующих региональные бюджеты.

 

· /север/

Особого внимания заслуживает государственная политика в сфере социального и экономического развития районов Крайнего Севера. Этими вопросами занимаются профильная Комиссия Генерального совета партии под председательством А.Н. Чилингарова и рабочая группа по районированию и подготовке проектов соответствующих федеральных законов, созданная Комитетом Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока.

В настоящее время подготовлены Методика по районированию, проект федерального закона "О районировании Севера России", новая редакция закона о государственных гарантиях и компенсациях "северянам". Идет доработка и юридическая экспертиза указанных законопроектов.

 

             · /село/

По нашей инициативе удалось решить ряд важнейших сельских проблем. В частности, более чем на 50 процентов увеличены средства, выделяемые на лизинг сельскохозяйственной техники. По льготным, более низким кредитным ставкам село получит кредитных средств в три раза больше чем в 2001 году.

Мы исходим из того, что преобразования в сельском хозяйстве должны быть основаны на рыночных принципах. При этом государство обязано защищать отечественный рынок и отечественного производителя, поддерживая и стимулируя все формы производства на селе, в том числе личное подворье граждан. Этот вопрос имеет не только экономическое, но и огромное социальное значение. Именно поэтому работа над законопроектом "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка" остается в числе приоритетов.

 

· /медицина/

Одной из актуальных задач весенней сессии Государственной Думы стала работа над пакетом законопроектов о модернизации системы здравоохранения. К сожалению, предварительные варианты правительственных законопроектов нас не удовлетворили, поскольку носят во многом декларативный характер. Отсутствуют расчеты экономических и социальных последствий их принятия и реализации.

Тем не менее, важность и актуальность задачи модернизации здравоохранения не вызывает сомнений. Мы ожидаем, что Правительство учтет замечания депутатов и доработает законопроекты.

 

                · /физкультура и спорт/

На прошедшем съезде мы постановили поддержать предложения по разработке федеральной целевой программы развития физкультуры и спорта.

20 апреля 2005 года Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи под руководством нового председателя – В.А. Третьяка рассмотрел Концепцию федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации" на 2006-2015 годы, которая была разработана Федеральным агентством по физической культуре и спорту.

 

Таким образом, своей партийной и законотворческой работой мы шаг за шагом планомерно выполняем решения V съезда Партии.

 

* * *

 

/о внутрипартийной дискуссии/

 

Сложность и ответственность задач, стоящих перед страной, усиление роли «Единой России» в политической системе общества, требуют от партии совершенствования идеологии, методов политического руководства и управления, форм и содержания организационно-политической работы. V Съезд партии поставил задачу доработать существующую партийную Программу.

Исходя из этого, я считаю продолжающуюся дискуссию по важнейшим программно-идеологическим вопросам не только естественной, но и необходимой.

Хочу отметить, что внутренняя дискуссия – это не только нормальное, естественное состояние здоровой политической организации. Это – процесс, необходимый для развития партии. В то же время, дискуссия не должна идти в ущерб партийной дисциплине.

Кроме дискуссионных позиций, есть еще и фундаментальные ценности, которые нас объединяют. Это – демократия, гражданские свободы, суверенитет страны с упором на его экономическую составляющую, справедливость и законность. Нам необходимо развитие демократии, отвечающее интересам России. Нам нужна интеграция в мировое сообщество на справедливых, приемлемых и  главное достойных условиях. В отношении этих важнейших, основополагающих ценностей мы не можем делиться на "левых" и "правых". Есть интересы страны, ее граждан, и в их отстаивании мы едины!

Тем более, что сегодня понятия «левые» и «правые» в современном мире, а особенно в России, размываются. «Правые» в политике и государственном строительстве могут быть «левыми» в экономике и вопросах социальной поддержки, и наоборот. Зачастую, и мы неоднократно это наблюдали, «правые» и «левые» - самоназвания, за которыми ничего не стоит.

Поэтому никаких организационно оформленных "платформ", "крыльев",  "направлений" в "Единой России" не будет. У нас одна общая платформа - интересы большинства российских граждан - наших избирателей. Они голосовали не за "крылья", а за ЕДИНУЮ, СИЛЬНУЮ РОССИЮ!

       Есть большинство общества, которое хочет благосостояния и развития в условиях безопасности и порядка. Хочет позитивной уверенности в завтрашнем дне. Интересы этих людей – наших избирателей – мы защищали и будем защищать!

         Да, в нашей партии есть люди с различными взглядами на методы решения стоящих перед страной задач. Но это не значит, что у нас появились "правые" и "левые". Это зависит, скорее, от рода их деятельности и профессионального опыта. Для одних, таких как  А.К. Исаев, Т.В. Яковлева, Е.Ф. Лахова, приоритет – социальная роль государства, система распределения материальных благ. Для других, таких как В.Н. Плигин, Д.В. Зеленин, приоритет – обеспечение юридической прозрачности и экономической свободы, необходимой для роста производства. Для третьих,  таких как В.А. Васильев, В.М. Заварзин, приоритет – обеспечение безопасности общества и государства. Г.В. Кулик давно и последовательно отстаивает интересы российских аграриев. И все эти приоритеты взаимно дополняют друг друга.

Так что дискуссия в партии шла, идет и будет идти. Она идет в любой нормальной партии, возьмем мы американских республиканцев, или немецких социал-демократов, или английских лейбористов. Однако в своих действиях, в реализации партийной программы мы были и будем едины, как одно политическое целое.

Хотел бы особо остановиться на вопросе о месте и роли государства, его аппарата и учреждений. Тем более, что ряд наших коллег выступили на этой неделе с резкими антибюрократическим призывами.

Идя на парламентские выборы 2003 года, мы обещали ограничить чрезмерную роль бюрократии в стране. В этой связи могу заявить, что мы принимали и будем принимать меры к сокращению избыточных полномочий государственных и муниципальных служащих, позволяющих им оказывать административное давление на предприятия и граждан.

Пример существующих административных барьеров – обязательность применения контрольно-кассовой техники для предпринимателей, чья деятельность подпадает под обложение единым налогом на вмененный доход. Для малого бизнеса расходы на применение контрольно-кассовой техники и ее обслуживание сопоставимы с величиной самого налога на вмененный доход. Кассы фактически становятся вторым налогом, стоимость которого предприниматели вынуждены включать в цену товаров и услуг. Сейчас в Государственной Думе готовится к первому чтению законопроект, внесенный депутатами от "Единой России" и рекомендованный Комитетом по бюджету и налогам к принятию, которым предлагается освободить плательщиков налога на вмененный доход от обязанности применения контрольно-кассовой техники.    

Сегодня нам требуется переосмыслить роль государства в новых условиях. Нам не нужно государство, пытающееся контролировать всех и каждого, но нам не нужно и государство, безучастное к проблемам людей. Государство должно не опекать, а помогать и стимулировать. Для этого мы должны совершенствовать само государство, причем не только на федеральном, но и на региональном уровне. Основные проблемы взаимоотношения общества и бизнеса с государством – именно там, «на местах». Качество государства – это качество жизни людей. И мы будем бороться за подчинение государственного аппарата интересам общества, за его адекватность нуждам и потребностям народа.

Экономика существует не для Министерства экономики, не для статистиков, а для людей. Хотелось бы призвать Правительство, его "экономический блок", перестать увлекаться исключительно макроэкономикой. Пора спуститься на микроуровень конкретного предприятия, отдельной семьи, домохозяйства, гражданина. Мы требуем просчитывать, как отразятся на них те или иные меры и реформы.

Со своей стороны, депутаты намерены внести свой вклад в эту работу. Мы сочли необходимым помочь Правительству и разработать свой пакет предложений к Среднесрочной социально-экономической программе. Этот пакет планируется подготовить к началу июня.

Мы считаем, что главное – человек, его развитие, уровень и качество жизни, его благосостояние, и должны исходить из безусловного приоритета социальных показателей. При этом мы понимаем, что социальные цели могут быть достигнуты только на основе крепкой экономической и финансовой базы.

 

*  *  *

 

/о выработке стратегии развития страны/

Исходя из первичности интересов человека, гражданина, необходимо придерживаться определенной социальной стратегии преобразований, смысл и цели которой должны быть понятны обществу и приняты обществом.

Развитие страны немыслимо без определения целей и путей их достижения, иначе говоря, без стратегии развития страны. Участие в ее выработке – важнейшая задача партии «Единая Россия».

В ходе прошедшего в ноябре 2004 пятого съезда мы сформулировали некоторые подходы к нашей стратегии.

Мы констатировали, что стратегия развития страны может строиться только на осознании ее миссии в мире. Миссия России – обеспечение благосостояния многонациональной российской цивилизации, ее укрепление на началах свободы, безопасности и соблюдения прав граждан, обеспечение мирного развития и прогресса человечества, поддержка баланса сил, обеспечивающего такое развитие.

Для осуществления этой миссии стране необходим достаточный  экономический и человеческий потенциал. Стратегия развития страны – это комплекс мер, направленных на приращение экономического и человеческого потенциала.

Миссия нашей партии – создание политических и социально-экономических условий для этого.

Хотел бы, в рамках начавшейся дискуссии в общих чертах обозначить основные параметры стратегии, которая должна учитывать все особенности и характеристики современного мира.

Сегодня предельно обострена конкуренция государств, транснациональных корпораций, предприятий за все виды ресурсов – от сырьевых и финансовых до интеллектуальных и информационных. Кроме того, это конкуренция за право производить добавленную стоимость на своей территории, за право получать и продавать на выгодных для себя условиях товары, услуги и информацию – знания, технологии и инновации.

Абсолютно выиграть в этой конкуренции невозможно. Но для страны, ее предприятий и ее граждан недопустимо эту конкуренцию проиграть. Этого Россия позволить себе не может. Занять достойное место и накапливать конкурентные преимущества на глобальном рынке – вот задача страны, то есть общества и государства.

Сделать это можно при помощи комбинации «социальных» и «рыночных» подходов, осторожно проводя необходимые социально-экономические преобразования в интересах большинства граждан страны.

Такой подход обобщенно можно назвать социально-консервативной политикой, политикой постепенных и выверенных преобразований в приемлемых для большинства граждан страны формах.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране в 90-е годы, качнула общество влево. И только с начала 2000 года сложились условия для того, чтобы преодолеть этот крен, придать обществу большую устойчивость. Это движение мы должны продолжить.

Опора на накопленный потенциал и лучшие свои традиционные ценности, вместе с использованием социальных и технологических инноваций, являются мощным оружием на глобальном рынке.

Столь же важным конкурентным преимуществом страны, которая хочет нормально развиваться, является социально-экономическая и политическая устойчивость, реализуемая посредством взвешенной государственной социально-экономической политики.

Исходя из сказанного выше, можно сформулировать основные черты, задачи и методы социально-консервативной политики. Это:

-         опора на средний слой, реально существующий в любом обществе, действия в интересах этого слоя, соответствие государственной политики его интересам и установкам;

-         отстаивание интересов тех, кому не нужны никакие революции –  финансовые, экономические, культурные, политические, «оранжевые», «красные», «коричневые» или «голубые», тех, кто хочет делать выбор сам и не хочет, чтобы выбор делали за него;

-         поддержка порядка, социальной стабильности, нереволюционного развития, возможности планировать на длительную перспективу;

-         безусловная государственная защита законно приобретенной собственности;

-         обеспечение безопасности личности, имущества, общества и государства;

-         рост покупательной способности, имущественной обеспеченности и накоплений средних слоев населения;

-         действия по расширению среднего слоя за счет подъема уровня жизни и снижения числа бедных.

Социальный консерватизм, как стремление и умение выверенно использовать социальные инновации, должен противостоять и ретроградству, и попыткам «ломать» общество в соответствии с теми или иными поветриями, и революционности, которая также обрекает на отставание от спокойно развивающихся стран.

В современной России социальный консерватизм, как политическая концепция, противоположен разного рода коммунистическому реставраторству, полностью обращенному в прошлое и обрекающему общество на отставание. Точно также он противоположен и ультралиберализму, который не останавливается ради реализации своих доктрин перед ломкой общества, мало задумывается о социальных целях и последствиях преобразований. В известной степени, полный либерализм противоречит экономической свободе, так как закрепляет все преимущества «сильных» и «богатых», дает им фору, затрудняет выход новым людям и предприятиям с новым товаром, постепенно снижая степень конкуренции. Так, с позиций «чистого и полного либерализма» любые антитрестовские, антимонопольные законы, не говоря о любом налоговом перераспределении общественного богатства, являются антирыночными.

Социальный консерватизм шире любого политического течения. Его элементы есть и у традиционных левых и правых, они ярко выражены у всех основных религиозных конфессий, и у большинства общественных движений.

Одна из важнейших задач состоит в том, чтобы с помощью Социального Консерватизма как основы государственной социально-экономической политики дать «вырасти» и укрепиться обширному Среднему Классу (как основе гражданского общества и двигателю экономики страны).

Уважаемые коллеги!

Зададим себе вопрос: «существует ли сегодня национальная идея, можно ли сформулировать одной фразой суть необходимого стране национального проекта?». Думаю, что на него можно ответить так:

Нам нужна сильная, единая, демократическая, уважаемая в мире страна, обеспечивающая безопасность, благосостояние и уверенность в завтрашнем дне для своих граждан.

Сегодня против этой цели не возражает ни одна значительная политическая сила. Вопрос в методах ее достижения. По нашему мнению, достичь этой цели можно, только проводя продуманную социально-консервативную политику, конкретные направления которой мы должны выработать, предложить и объяснить обществу.

Смысл нашей работы, наших дискуссий и всего что мы делаем, должен состоять в том, чтобы РАЗРАБОТАТЬ И РЕАЛИЗОВАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТОЙ ЦЕЛИ.

Спасибо за внимание.