Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Александр Жуков предложил разработать систему критериев экспертной оценки законопроектов

Сегодня, 10 сентября, на Научном совете по правотворчеству при Председателе Государственной Думы первый вице-спикер ГД Александр Жуков предложил разработать систему критериев экспертной оценки и анализа значимости последствий законопроектов.

Выступая с докладом, парламентарий отметил, что ситуация в экономике непростая, поэтому и осенняя сессия будет весьма напряженной.

Жуков напомнил, что Правительство приняло план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. «В весеннюю сессию мы уже приняли ряд законопроектов по этим первоочередным мероприятиям», - напомнил он, добавив, что эта работа будет продолжена.

«В частности, уже готов к рассмотрению в первом чтении законопроект, устраняющий избыточный антимонопольный контроль, - в целях упрощения предпринимательской деятельности и формирования комфортной предпринимательской среды, а также закон о расширении возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, что в условиях снижения темпов роста экономики, безусловно, важно», - сказал первый вице-спикер.

Жуков отметил, что в сентябре Госдума заслушает отчёт Правительства и Центробанка о реализации «антикризисной программы». «Думаю, что Правительством будут инициированы дополнительные законы. Сегодня ситуация видится уже несколько иначе, чем даже весной, зимой прошлого года», - полагает он.

«Конечно же, главный приоритет этой сессии – это рассмотрение бюджета, - подчеркнул Жуков. - Вчера Правительство рассмотрело на своём заседании проект закона, который вносит существенные поправки в Бюджетный кодекс. Речь идёт о том, что предлагается на время экономической неопределённости перейти к рассмотрению бюджета только на один год и временно отказаться от бюджетного правила.

Напомню, у нас доходы бюджеты считаются по базовой цене на нефть, а правило заключается в том, что дефицит не может быть больше 1%. Очевидно, что в условиях, когда доходы падают очень сильно из-за снижения цен на нефть, а расходы мы должны поддерживать для того, чтобы выполнять те социальные программы, которые были заявлены, дефицит бюджета может быть больше 1%. Во всяком случае еще до рассмотрения бюджета надо будет эти поправки в Бюджетный кодекс рассмотреть».

Парламентарий сообщил, что планируется внесение поправок в Бюджетный кодекс, которые коснуться начисления торгового сбора, совершенствования администрирования доходов, источников финансирования дефицита бюджета, государственного и муниципального контроля.

По его словам, будут рассмотрены и изменения в Налоговый кодекс в части уменьшения ставки налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов.

«Также осенью нам предстоит рассмотреть во втором чтении законопроект, который уточняет полномочия контрольно-надзорных органов при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который должен повысить прозрачность этих проверок. Мы об этом много лет говорили, но проблема так и остаётся одной из самых серьезных в области развития предпринимательства», - констатировал он.

Жуков сообщил, что в период парламентских каникул в Государственную Думу поступил целый ряд законопроектов, которые войдут в приоритетную часть программы. Он особо выделил законопроект, внесенный Правительством: документ позволяет на основе принципа взаимности ограничивать судом Российской Федерации юрисдикционный иммунитет иностранного государства.

«Также на ратификацию внесено Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ, направленное на создание условий, при которых максимальное развитие получат рынки национальных валют. И должны возникнуть предпосылки для проведения согласованной валютной политики, что в сегодняшних условиях санкций и ограничений является весьма важным», - уверен депутат.

Жуков отметил, что в осеннюю сессию будет продолжена работа и над выполнением плана по реализации положений Послания Президента: «Сейчас в стадии разработки - вероятно в эту сессию нам придётся рассмотреть – инициативы, направленные на формирование механизма поддержки заемного финансирования социально-ориентированных некоммерческих организаций, на завершение перехода к страховым механизмам в системе здравоохранения, а также на создания системы государственного контроля за качеством работы медицинских и фармацевтических организаций».

«Я думаю, что опыт нашей работы в Госдуме и предыдущих созывов показывает, что нам нужно очень внимательно относиться к критике, анализировать и учитывать самые разнообразные альтернативные подходы и решения, и активно использовать экспертные оценки», - заявил первый заместитель Председателя ГД.

Жуков обратил особое внимание на несколько резонансных законопроектов осенней сессии. «Законопроект второго чтения, направленный на укрепление платёжной дисциплины потребителей энергоресурсов, - начал перечисление он. - Предполагается повышение размера неустойки, уточнение норм, направленных на внедрение системы гарантий потребителей, то есть вопросы, которые могут повлечь достаточно серьезные социальные последствия.

Во втором чтении будет рассматриваться законопроект, который предусматривает переход от категорирования к территориальному зонированию земель. Нужно окончательно решить этот вопрос, поставить точки над «i», потому что сами дискуссии иногда носят не очень конструктивный характер, и думаю, что здесь мнение экспертного сообщества имеет большое значение.

Кроме того, готовится к рассмотрению во втором чтении депутатский законопроект о внесении изменений в регулирование торговой деятельности. Согласно этому проекту для поддержки отечественных производителей предлагается упорядочение отношений между поставщиками и торговыми сетями, установление правил регулирования, запрет на продвижение товаров непосредственно в магазинах, исключение вознаграждения, сокращение сроков оплаты поставок. Такие, мягко выражаясь, весьма нерыночные меры. Этот законопроект был направлен на оценку регулирующего воздействия и получил отрицательное заключение. Я думаю, что важна эта практика, когда в принципе все правительственные законопроекты, касающиеся предпринимательства и многих других вопросов, отправляется на оценку регулирующего воздействия. Мне кажется, эту практику надо активнее применять».

Жуков высказал несколько замечаний по поводу оценки эффективности организации законотворческого процесса: «Думаю, что качество принимаемых нами законов напрямую зависит от уровня экспертно-аналитического обеспечения деятельности палаты.

У нас перечень обязательных документов, которые в соответствии с регламентом выносится на рассмотрение, не включает в себя материалы, которые содержали бы комплексную экспертную оценку и анализ общественной значимости, научно обоснованный прогноз воздействия на экономику, на социальную сферу. Пояснительные записки в принципе должны содержать такой анализ, но часто они бывают формальными, содержат лишь самые общие оценки и не дают возможности депутатам понять суть законопроекта, и какие последствия он может повлечь за собой.

Поэтому я бы предложил рассмотреть вопрос о разработке аналитическим управлением с участием нашего экспертного сообщества некой системы критериев экспертной оценки законопроектов, которые включали бы в себя анализ социальных, экономических, политических, экологических, демографических последствий для того, чтобы их каким-то образом отразить в пояснительной записке или в экспертном заключении».

Парламентарий напомнил, что Председатель ГД давал поручение по поводу анализа практики применения расчета налога на имущество организаций, а также определения налоговой базы на недвижимость физических лиц. «Думаю, что этот экспертный анализ даст много полезных вещей, и возможно придется скорректировать законодательство», - заметил Жуков.

«Одна из самых резонансных тем, которые этим летом звучали, - это жилищно-коммунальное хозяйство, особенно взносы на капитальный ремонт многоквартиных домов. Думаю, что все депутаты, а также профильный комитет получили тысячи запросов на эти темы. Я считаю, что анализ правоприменения должен быть обязательным для всех наиболее значимых законов. И по итогам этого анализа, возможно, мы должны готовить поправки в законодательство», - заявил первый вице-спикер.