Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Алексей Пушков: Россия готова к взаимодействию с Западом, но на основе учета взаимных интересов

Сегодня, 8 апреля, в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «Россия – Запад: что возобладает – логика противостояния или логика взаимодействия?». 

Открывая слушания, председатель комитета ГД по международным делам Алексей Пушков заявил, что Россия готова к взаимодействию с Западом, но на основе учета взаимных интересов: 

- Сейчас логика конфронтации в отношениях между Западом и Россией, к сожалению, преобладает над логикой взаимодействия. И это не российский выбор. 

Мы очень последовательно отстаивали сохранение тех принципов, на которых строились отношения с Западом. Именно Россия в лице Президента России Владимира Путина на Генассамблее ООН выдвинула предложение о создании антитеррористической коалиции наподобие антигитлеровской коалиции, и вы знаете, мы до сих пор не имеем никакого ответа на этот вопрос. 

Мы неоднократно говорили о необходимости сохранения отношений партнерства, но столкнулись с логикой противостояния. В этом, на мой взгляд, есть определенная закономерность. В прошлом взаимодействие между Россией и Западом во многом зиждилось на признании Россией ведущей роли Запада и это, конечно, продолжаться бесконечно не могло. На Мюнхенской конференции в 2007 году Президент России изложил те основные причины, по которым следует перестраивать тот тип взаимодействия, который сложился между Западом и Россией. 

Россия к середине первой декады 2000-х годов уже не готова была принимать лидерство Запада, в частности, потому что Запад злоупотреблял согласием, готовностью России к партнерству. США к этому моменту уже вышли из Договора о противоракетной обороне, чем поставили под угрозу, прежде всего, нашу безопасность. Кроме того, Соединенные Штаты провели две волны расширения НАТО и готовили третью, поддержали «оранжевую революцию» на Украине и готовили вступление в НАТО Украины в то время во главе с Виктором Ющенко. 

То есть, в ответ на нашу готовность к взаимодействию мы получили стремление Запада максимально укрепить свои геополитические позиции за наш счет. И отсюда наше несогласие с этой линией. 

С тех пор все, что произошло, подтвердило правильность нашей позиции. Развитие событий на Ближнем и Среднем Востоке показало, что Запад не справляется с задачей международного лидерства. В результате порочных внешнеполитических решений, предпринятых Западом на ряде направлений, мы получили повышенную нестабильность. Та дуга нестабильности, которая протянулась от Северной Африки до Пакистана, она превратилась в дугу войн и терроризма, то есть произошла деградация ситуации. 

В этих условиях Россия не может поддерживать западные подходы к регулированию международных отношений, поскольку они показали свою неадекватность. В то же время, как только Россия приняла решение об участии в урегулировании сирийского кризиса, в том числе через использование военных инструментов ради обеспечения политического решения, ситуация в этой стране сдвинулась в лучшую сторону. Конечно, на  Западе это сейчас не хотят признавать, но это абсолютно очевидный факт. 

Сейчас Западом избрана логика конфронтации. Надо сказать, что эта логика противоречит объективным потребностям и Европы, и США, но отвечает субъективным интересам ныне правящих западных элит, которые стремятся поддержать гегемонию западного альянса в международных отношениях и продвинуть так называемый глобальный либеральный проект. Поскольку Россия не вписывается в глобальный либеральный проект и не готова принять гегемонию западного альянса, то Россия и избрана в качестве предмета этой конфронтации.

При этом нам говорят, что на самом деле Запад не стремится к холодной войне, он стремится к диалогу. Недавно генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг заявил, что НАТО не заинтересована в конфронтации с Россией и постарается не допустить возобновления холодной войны. К сожалению, пока это следует воспринимать как чистую риторику и прикрытие для политики конфронтации. Столтенберг на последней конференции по безопасности в Мюнхене «выдвинул абсурдную формулу, которая звучит следующим образом: больше устрашения по отношению к России, больше диалога с Россией». Потом господину Столтенбергу, видимо, кто-то разъяснил, что «больше устрашения» будет означать полное отсутствие диалога, и он изменил свою формулу, и, выступая в Атлантическом совете в США, он заявил, что теперь принцип: сильная оборона, конструктивный диалог. Но, на самом деле, говорить о сильной обороне можно только в том случае, когда принимаются оборонительные меры. Но когда принимаются меры по насыщению военными НАТО стран Прибалтики, размещению баз быстрого реагирования в Польше и так далее, это уже не сильная оборона, это уже действия, которые направлены на подрыв российской безопасности. И если в НАТО считают, что на этой основе устрашения можно выстроить диалог, то, на мой взгляд, здесь есть серьезное заблуждение.

Неслучайно, когда в феврале в Мюнхене обсуждался вопрос о созыве не работающего с 2014 года Совета Россия-НАТО, нами было заявлено, что для проведения встречи Совета необходима повестка дня, которая представляет интерес для обеих сторон. А о чем мы сейчас будем говорить? О том, что (нужно) больше устрашения? Я знаю, что переговоры ведутся. Мы не отказываемся от возобновления работы этого Совета, но для этого в позиции НАТО должен произойти какой-то минимальный сдвиг.

Это о логике конфронтации. Логика взаимодействия, есть ли для нее какие-то основания? Есть. В ее пользу говорят объективные потребности и Запада, и нашей страны. Например, это борьба с терроризмом, что совершенно очевидно. Это нераспространение ядерного оружия, не менее очевидная общая задача, стабилизация Ближнего и Среднего Востока. Запад его развалил в значительной степени, теперь его надо стабилизировать. Есть интересы экономического взаимодействия. 

Но логика взаимодействия пока не осознана западными лидерами. Они пытаются добиться своего через логику конфронтации и сейчас перешли к режиму длительной политической и экономической осады России. Попытки политической изоляции, попытки экономической изоляции, продолжение санкций. 

Из всего того, что сделали США в прошлом году, самое важное не визит Керри в Москву. Потому что визит Керри в Москву - это маневры. Самое важное - это санкции, подписанные еще на год Бараком Обамой. Это уже практическое политическое решение. 

Запад искусственно поддерживает логику конфронтации. Что может изменить это? На мой взгляд, это может измениться в силу смены западных лидеров. Мы видим, что на выборах в США далеко не все кандидаты поддерживают то, что делает Барак Обама. Мы видим, что в Европе есть серьезная оппозиция тому курсу, который проводится в отношении России. Второй путь - усиление внутри западных элит тех кругов, которые осознают объективную потребность логики взаимодействия. И третий - это сила политической необходимости. Если на Западе почувствуют, что политика конфронтации не просто ущемляет интересы фермеров и части западного бизнеса, но приводит к подрыву базовых интересов Запада, я думаю, что произойдет переориентация. 

Россия выступает за логику взаимодействия, но логику взаимодействия на равноправных основах, на основе взаимного учета интересов, а не на основе навязывания одной страной своих приоритетов другой стране. Такую логику мы уже принять не готовы.