Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Андрей Макаров: В непростом 2020-м государство не только выполнило все соцобязательства, но и создало резерв для улучшения жизни граждан в 2021-м

Все социальные обязательства государства в 2020 полностью выполнены. Помимо этого, удалось создать резерв, который позволяет повышать качество жизни людей и повышать рост экономики страны в 2021 году, заявил Председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»), выступая во вторник, 19 октября, на пресс-подходе перед пленарным заседанием Государственной Думы.

«Сегодня Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении бюджета 2020 года. Это обычно самая неинтересная часть работы. Кого интересует прошлый год, когда всех волнует, что будет в следующей трехлетке? Хотя на самом деле именно рассмотрение бюджета прошлого года позволяет посмотреть, где эффективно, а где неэффективно расходовались средства, какие уроки надо для себя вынести с тем, чтобы учесть их уже в бюджете следующей трехлетки.

Кстати, Государственная Дума еще весной специально приняла поправки к Бюджетному кодексу, согласно которым отчет о бюджете рассматривается осенью непосредственно перед бюджетом трехлетки в последний раз. Уже со следующего года он будет рассматриваться в ходе весенней сессии Государственной Думы с тем, чтобы дать Правительству больше времени учесть те замечания, те проблемы, которые выявляются в ходе рассмотрения отчета о бюджете.

Теперь о самом документе. Десять лет я возглавляю комитет по бюджету. Для меня это 27-й бюджет, который мне приходится докладывать. Но более тяжелого года, чем 2020 год, я не помню. А все началось с 15 января 2020 года, когда Президент поставил задачи, которые были по существу новой социальной программой поддержки людей и одновременно предложениями, как повысить эффективность работы всех органов государственной власти. Потому что, как справедливо сказал Президент, без повышения эффективности работы всех органов власти вот эти задачи по повышению качества жизни людей мы решить не сможем. Еще не было ковида.

И сейчас я хотел бы назвать только ту сумму, которая в соответствии с поручениями Президента должна была быть заложена в бюджет 2020 года. Эта сумма – более 700 млрд рублей. О чем идет речь? Это ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, это распространение социального контракта на всю страну, это выплата материнского капитала на новых условиях, это горячее питание в школах, это доплата за классное руководство учителям по 5 тыс. рублей и так далее. Очень дорогие инициативы. Но были приняты законы, после которых эти инициативы стали обязательствами государства. И когда на страну, как и на весь мир, обрушился ковид, единственный вопрос, который звучал у людей и в этом зале, где сегодня будет рассматриваться отчет об исполнении бюджета 2020 года: «как этой ситуации эти обязательства будут выполнены?». 

Главный вывод из отчета об исполнении бюджета следующий: все социальные обязательства государства, все те задачи, которые в своем Послании поставил Президент, независимо от условий, в которых стране пришлось развиваться в 2020 году, выполнены полностью. Более того, удалось создать резерв, который позволяет повышать качество жизни людей и повышать рост экономики страны уже в этом, 2021 году.

Приведу всего несколько цифр. Стоимость обязательств, которые предложил Президент для 2020 года, немногим превышала 700 млрд рублей. В этом году она уже равна 1 трлн 42 млрд рублей. К концу следующей трехлетки это будет 1 трлн 330 млрд. Это значит, что эти обязательства становятся постоянными обязательствами государства и будут выполняться независимо ни от каких экономических условий.

Почему я сейчас об этом говорю? Потому что Президент предложил тогда принять поправки в Конституцию с тем, чтобы поднять все социальные обязательства на более высокий уровень. Мы помним, как в этом зале, в том числе те,  кто не голосовал за эти поправки в Конституцию, говорили: «а зачем поднимать эти поправки на конституционный уровень, ведь они уже есть в  действующих законах?». Мы говорили именно то, что сказал Президент, объясняя необходимость поправок: «любой закон можно приостановить, если сложная ситуация, если в бюджете не хватает денег», это многие годы и делалось. Нормы Конституции приостановить невозможно. Жизнь показала правоту Президента о том, что социальные гарантии должны быть подняты на конституционный уровень.

Хотел бы сразу сказать о некоторых уловках, которые необходимо серьезно изучать и перенести при составлении следующих бюджетов. Помните фразы «вертолетные деньги», «надо дать больше денег»? Сколько денег было истрачено на борьбу с ковидом? Это 4,5 процента ВВП. Сегодня мы сравниваем размер нашего бюджета и бюджетов стран Большой двадцатки и выясняем, что в процентном отношении наша поддержка людей и экономики была практически самой высокой среди всех стран двадцатки. Попробую назвать цифры: на реализацию общенационального плана в 2020 году было выделено почти 2 трлн рублей, на прямую поддержку людей – почти 2,3 трлн рублей.

Когда мы говорим «миллиарды» и «триллионы» на поддержку граждан, никто, наверное, не представляет, что это такое и на что они пошли. Поэтому я вам просто пример приведу: прямая поддержка, как я уже сказал, 2,3 трлн рублей, из них более 900 млрд рублей – это поддержка семей с детьми, а это значит, что поддержку получила каждая вторая семья в стране, в которой 28 млн детей. Вот как эти средства воплощались в жизнь, как они доходили до людей.

То же самое и когда мы говорим о поддержке бизнеса. Это очень важный вопрос, потому что был избран путь поддержки тех, кто сохраняет рабочие места, тех, кто наибольшим образом пострадал, в первую очередь, это малый бизнес. Поддержка в этом плане дала возможность не просто сохранить рабочие места, она менялась по мере того, какое средство было самым важным. Скажем, первый этап, - это гранты в размере более 90 млрд рублей на выплату заработной платы в апреле и в мае. Следующий этап – это беспроцентные кредиты – почти 100 млрд рублей, и следующий – когда предприятия и организации получали кредиты под два процента, но с условием, что они будут списаны, если будут сохранены рабочие места.

Чтобы было понятно, на первом этапе мы сохранили 4 млн рабочих мест, на втором этапе – 1,2 млн рабочих мест, а на третьем этапе –5,3 млн рабочих мест. Эти люди сохранили работу, они принесли зарплату домой. Стоила только эта программа для государства 442,9 млрд рублей. Наверное именно поэтому очень важным результатом стало то, что несмотря на «вертолетные деньги», на печатание долларов в странах, где осуществлялись такие методы поддержки, росла бедность, у нас в 2020 году бедность дошла до минимального уровня – 12,1 процента, то есть бедность сократилась. Она сократилась не потому, что изменилось что-то системно, а именно благодаря той помощи, которая оказывалась. Кстати, когда я называю цифру 12,1 процента, мы все понимаем, что это миллионы людей. Но в самый тяжелый год для экономики страны бедность не увеличивалась, а сокращалась. И это один из важнейших итогов 2020 года.

Сегодня на пленарном заседании я буду более подробно говорить и приводить многие цифры из того, на что расходовали средства. Ведь они показывают и что хорошо, и что плохо, а иногда показывают то, что просто трагично. Я не могу сейчас не сказать об одном виде расходов, поверьте, по масштабам бюджета, совсем небольшом. Но это расходы на компенсацию семьям врачей, которые погибли, спасая нас от ковида. Так вот 485 врачей погибли в 2020 году. Мы видим это по бюджету. Но в 2020 году не было вакцины, а сегодня эта вакцина есть. Сегодня это самый главный урок: вакцина есть, а количество погибших врачей увеличивается. За полгода 2021 года это 110 врачей. И главный урок в том, что выступления против вакцинации, в попытках заработать дешевую политическую популярность, это уже не безответственность, это подлость.

Во второй части Послания Президента, как я уже говорил, речь шла об эффективности работы всех ветвей власти. Президент на встрече с «ЕДИНОЙ РОССИЕЙ» сказал, что очень важно те элементы, которые зарекомендовали себя как эффективные, а это то, как мы с Правительством отрабатывали и общенациональный план, и законы, связанные со срочной ситуацией –  антикризисные законы, и Президент сказал, что этот механизм необходимо сохранить и сделать его постоянным. Поэтому сегодня мы будем рассматривать поправки в Бюджетный кодекс, которые позволят решить и эту задачу, поставленную Президентом».