Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Андрей Марков указал на необходимость разработки новой законодательной базы в области водоснабжения

Андрей Марков указал на необходимость разработки новой законодательной базы в области водоснабжения

Депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Марков принял участие в работе круглого стола в Госдуме на тему «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере», организованный комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства о водоснабжении и водоотведении депутат Андрей Марков доложил участникам круглого стола о ходе реализации федерального проекта «Чистая вода», который реализуется Минстроем в рамках нацпроекта «Экология». За первый год реализации проекта были утверждены региональные программы до 2024 года во всех 84 субъектах-участниках проекта и проведена масштабная работа по инвентаризации всей имеющейся инфраструктуры в регионах.

«Практически каждый второй вопрос, который мне задают жители Воронежской области, связан с необходимостью решения проблем с водоснабжением. Есть разница между городом и селом, которая проявляется практически по всем направлениям, и эту специфику можно считать сквозной – от наличия централизованной системы водоснабжения до наличия частных инвесторов, готовых заниматься этой темой. И главная проблема в том, что абсолютное большинство не только сельских поселений, но даже и районных центров, малых городов не могут ни построить систему централизованного водоснабжения, ни даже содержать ее, если водопровод построят за счет федерального бюджета. Еще одна общая проблема – вопиющее состояние инфраструктуры. Большинство водозаборов в российских городах были построены более 50 лет назад и с тех пор не ремонтировались». 

Причем, как отметил парламентарий, из–за транспортировки воды по ветхим водопроводным сетям происходят не только утечки, но и вторичное загрязнение воды. По данным экологов, сегодня каждый десятый российский житель не получает питьевую воду, которая бы отвечала базовым требованиям по безопасности. В сельской местности эта цифра превышает 50%.  

Немало проблем приносят и неочищенные сточные воды городов, которые, как отметили выступавшие эксперты, чаще всего сливаются без всякой очистки в реки – в частности, по данным «Российских коммунальных систем», крупнейшего частного оператора водоснабжения и водоотведения, в стране реально работает не более 15-20% очистных сооружений. В технологическом плане для очистки воды нет сложностей – технологии, позволяющие очистить канализационные стоки до качества питьевой воды, давно уже известны российским специалистам. Но для региональных «водоканалов» перейти на новые технологии практически невозможно – из-за существующей тарифной политики почти каждое второе предприятие имеют большие кредиторские задолженности и официальный уровень рентабельности в 70%.

«Предложений поступило много, – сообщил Марков. – В частности, представители многих регионов призвали снизить налог на добавленную стоимость НДС для предприятий коммунального хозяйства, ввести практику налоговых каникул по налогу на имущество для вновь создаваемых объектов водоснабжения, включить стоимость подготовки проектно-сметной документации в стоимость самого проекта, поскольку у муниципалитетов просто нет денег на изготовление необходимых документов для участия в тех или иных программах. Да и сами нормативы по проектно-сметной документации нужно пересматривать, иначе получаются слишком дорогие проекты, которые не будут реализованы никогда. Наконец, нужно пойти навстречу жителям сельских населенных пунктов, которые в рамках еще предыдущей программы «Чистая вода» за свой счет изготовили ПСД на строительство водопровода, но из-за преждевременного окончания программы эти проекты так и не были реализованы. В итоге жители, потратившие собственные средства, оказались обмануты в своих ожиданиях. Но власти так поступать нельзя!»

По мнению парламентария, нельзя менять и правила игры. К примеру, в прошлом году из-за того, что Минэкономики в последний момент изменило правила оформления документов, воронежский бюджет недополучил около 40 млн рублей федерального транша. А всего за 2019 год в масштабах страны из-за административной неразберихи недофинансирование составило 30% от запланированных средств.                 

В числе рекомендаций, одобренных по итогам круглого стола, эксперты назвали и возможность создания муниципальных унитарных предприятий для предоставления услуг водоснабжения и водоотведения в малочисленных сельских поселениях, и снижение стандартов очистки сточных вод – за счет этого снизится и себестоимость очистки воды, что позволит значительно увеличить объемы перерабатываемых отходов.

«Все поступившие предложения и рекомендации будут проанализированы и направлены на рассмотрение профильных министерств и ведомств для начала разработки новой законодательной базы по вопросам водоотведения, - подвел итоги круглого стола Марков. – Потому что рано или поздно, но государству придется переходить от привычной модели администрирования жилищно-коммунальной инфраструктуры к поиску более партнерских отношений как с муниципалитетами, так и с бизнесом, готовым решать проблемы с водой на местах».