Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Депутаты фракции выяснили, готова ли система высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях

Поддержка вузов в связи с внеплановыми затратами на «антикоронавирусные» мероприятия, защита трудовых прав преподавателей, работающих удаленно, создание законодательной базы для развития консорциумов вузов, формы поддержки молодых ученых, сроки возвращения в РФ иностранных студентов – эти и другие вопросы подняли депутаты фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в ходе заседания Президиума фракции с участием министра науки и высшего образования Валерия Фалькова. Мероприятие прошло в понедельник, 14 сентября, в преддверии «правительственного часа», намеченного на среду.

Говоря о готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях, министр сообщил, что новый учебный год начался в 719 из 724 российских вузов гражданского профиля, остальные пять высших учебных заведений приступят к учебе в октябре-ноябре. Вспышек коронавируса в вузах не зафиксировано, несмотря на то, что более двух миллионов студентов учатся очно. При этом ситуация отслеживается в ежедневном режиме. По словам Фалькова, большинство вузов прислушались к рекомендации не повышать цену на обучение.
 
Поддержка вузов и защита трудовых прав преподавателей

Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Исаев обратил внимание на необходимость компенсировать вузам затраты на проведение санитарно-гигиенических мероприятий в связи с COVID-19. По словам министра, в ведомстве решили применить адресный подход. Помощь будет оказана тем, кто в этом нуждается, средства поступят уже в начале октября. «Есть вузы, для которых это бремя посильно, это в основном состоятельные столичные учебные заведения. Есть вузы, их больше в регионах, которые в силу разных причин находятся, что называется, под ударом. Им надо будет помочь. Мы им эту поддержку окажем в начале октября, средства у нас зарезервированы», - сказал он.

Фальков добавил, что в Минобрнауки считают недопустимым переложить обязанность по приобретению масок на студентов.

Член комитета ГД по образованию и науке Ольга Пилипенко указала на необходимость соблюдения трудовых прав преподавателей вузов, которые работают удаленно. Валерий Фальков упомянул находящийся на рассмотрении Госдумы законопроект, призванный защитить дистанционных работников, он коснется в том числе работников высшей школы. «Мы его поддерживаем полностью», - подчеркнул министр. Со своей стороны, Руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергей Неверов подчеркнул готовность депутатов фракции продолжить обсуждение поднятой темы и вместе с министерством работать над новыми предложениями.

По словам Фалькова, университетам рекомендовано по-другому подойти к планированию учебной нагрузки, особенно для тех преподавателей, кто находится в зоне риска. «При этом наше министерство видит важной задачей защиту социальных прав преподавателей, потому что важно, чтобы не произошло сокращение преподавателей, нарушения их прав. Это относится к преподавателям в группе риска, которым могут сократить нагрузку, соответственно, заработную плату. С этой точки зрения мы свою работу провели», - отметил Фальков.

Развитие консорциумов и подготовки научных кадров

Первый замглавы комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко поинтересовался развитием подготовки научных кадров. Парламентарий также попросил рассказать о предпринимаемых министерством мерах для борьбы с «утечкой мозгов».

По мнению Фалькова, акцент в развитии на долгосрочную и среднесрочную перспективу должен быть сделан в первую очередь на региональные вузы. Именно с этой целью принято системное решение увеличить до 2024 года количество бюджетных мест – на эти цели зарезервировано уже более 70 млрд рублей.  

«Если брать наши вузы, мы делаем ставку на большую интеграцию с научно-исследовательскими институтами Российской Академии наук», - отметил Фальков, добавив, что уже разработана отдельная программа Стратегического академического лидерства, которая прошла рассмотрение и одобрена РАН.

«Дополнительно мы закладываем средства в рамках национального проекта на кадры, прежде всего, тех, кто только получит ученую степень и ищет место, и на дополнительные инструменты развития аспирантуры», - рассказал министр. Еще одно важное направление национального проекта – создание научных центров мирового уровня.  

В Минобрнауки ведут работу над созданием законодательной базы, направленной на развитие консорциумов вузов, сообщил Фальков, отвечая на вопрос депутата фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимира Кононова. По словам парламентария, консорциумы могут стать эффективным механизмом, объединяющим усилия вузов и предприятий, бизнеса и регионов.  

Фальков считает, что за консорциумами как формой партнерства между университетами, научными организациями – будущее. Вместе с тем, сейчас для них не предусмотрено никаких преференций. «Минобрнауки совместно с ФАС создана рабочая группа. Будем признательны, если вы делегируете в нее представителей. Мы хотим снять барьеры внутри таких консорциумов, чтобы деньги, поступающие на решение общих задач, по-другому администрировались. Мы будем выходить с законодательной инициативой, и будем признательны, если вы нас в этом начинании поддержите», - сказал министр.

Вовлечение в науку и образовательные программы

Член комитета ГД по образованию и науке Алексей Загребин поднял проблему снижения числа аспирантов, защит диссертаций и числа диссертационных советов. «Какие программы, иные механизмы предлагаются министерством для вовлечения студентов в научную деятельность, и разрабатываются ли меры социальной поддержки для молодых ученых?» - спросил он.

Министр образования и науки сообщил, что программа поддержки молодых кандидатов наук будет запущена в рамках нацпроекта «Наука» при его корректировке. Предусмотрен запуск института постдокторантуры.

«В рамках создаваемых научно-образовательных центров (НОЦ) мы ориентируем все регионы на запуск специальных жилищных программ для молодых ученых, специальных грантов и доплат», - отметил министр,

Кроме того, как напомнил Фальков, министерством запущена программа жилищных сертификатов для молодых ученых. И сейчас Минобрнауки ведет переговоры с Правительством, чтобы расширить эту программу. «В этом году более чем на 200 млн рублей этих сертификатов мы раздали. Но, конечно, масштаб задачи совершенно другой», - пояснил министр.

Депутат Госдумы от Татарстана Равиль Хуснуллин попросил рассказать, что министерство планирует делать для создания правовых возможностей более активного участия органов власти субъектов в финансовой поддержке федеральных образовательных организаций, расположенных на их территории. «Мы в данном случае рекомендуем и консультируем местные власти, что в ст. 78 прим.1 Бюджетного кодекса устанавливает нормы, позволяющие им предоставлять гранты в форме субсидий из бюджетов субъектов на конкурсной основе федеральным учреждениям. Кроме того, в рамках поручений, данных Президентом, мы прорабатываем вопрос внесения изменений, предусматривающих возможность финансового обеспечения реализации любых образовательных программ, а не только программ высшего образования, проведения научных исследований и участие в модернизации материальной базы федеральных вузов в том случае, если они участвуют в федеральной программе», - сообщил Фальков.
 

Первый замглавы комитета ГД по международным делам Светлана Журова сообщила, что поступает множество обращений от иностранных студентов, которые уехали в свои страны в связи с пандемией. Студенты спрашивают, когда они смогут вернуться в Россию.

По словам Валерия Фалькова, иностранные студенты-первокурсники из открытых для въезда стран смогут приехать на обучение в РФ во второй половине сентября. «Мы откроем в сентябре возможность для первокурсников въехать в РФ по установленному алгоритму, но только из тех стран, которые будут открыты», - сказал министр. Также, по словам министра, в ближайшее время планируется разрешить въезд в РФ иностранным студентам второго курса.  

Министр добавил, что в настоящий момент в российских вузах остается более 130 тысяч иностранных студентов, не вернувшихся в свои страны во время пандемии коронавируса, им помогают в трудоустройстве, в ряде случаев оказывалась материальная помощь.