Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Дмитрий Вяткин: Европейский суд уже давным давно не занимается защитой прав простых граждан

Дмитрий Вяткин: Европейский суд уже давным давно не занимается защитой прав простых граждан
Фото: duma.gov.ru

Президент РФ Владимир Путин внес сегодня на рассмотрение Госдумы протокол № 15 к конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, который в том числе содержит указание на субсидиарную (дополняющую) роль Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по отношению к национальным правовым системам. Информация об этом размещена в думской электронной базе данных.

Как сообщалось ранее, документ был подписан 19 сентября 2016 года. Со стороны РФ протокол подписал министр юстиции Александр Коновалов. В соответствии с протоколом, преамбула конвенции дополняется указанием на субсидиарную роль ЕСПЧ по отношению к национальным правовым системам и наличие у государств -участников определенной свободы усмотрения при применении конвенции на национальном уровне. Кроме того, срок подачи жалобы в ЕСПЧ сокращается с 6 до 4 месяцев. Также отменяется правило о прекращении полномочий судей ЕСПЧ по достижении ими 70-летнего возраста. Это позволит опытным судьям занимать свой пост дольше, чем в настоящее время, отмечали в Минюсте РФ. Помимо этого, отменяется правило о возможности государств возражать против уступки Палатой ЕСПЧ юрисдикции в пользу Большой палаты ЕСПЧ. В целом подписание протокола № 15 было нацелено на «регламентирование деятельности ЕСПЧ, а также достижение баланса между ответственностью государства за соблюдение обязательств по конвенции и ролью суда, которую он призван исполнять», указывали в Минюсте РФ.

Как пояснил ТАСС депутат Госдумы, экс-представитель нижней палаты парламента в Конституционном суде (КС) Дмитрий Вяткин, протокол «не ставит под сомнение положение законодательства РФ, которое позволяет КС принимать решения о возможности или невозможности исполнения решения Европейского суда», отметил он. «Эта ратификация достаточно нейтральна», - констатировал парламентарий.

Вяткин напомнил, что предназначение ЕСПЧ изначально было в том, чтобы «не подменять собой национальные судебные системы», тем более не планировалось наделять ЕСПЧ «правом отменять судебные решения или пересматривать вердикты, принятые в государствах - участниках конвенции». «Напротив, Европейский суд должен был выявлять и принимать решения по тем или иным фактам нарушения прав человека по конвенции, - сказал он. - Но суд начал самостоятельно, по собственной воле расширять свою компетенцию». Отчасти этому способствовали и государства СЕ, когда разрешили рассматривать индивидуальные жалобы, признал депутат.

Он обратил внимание, что в свое время ЕСПЧ рассматривал дела «только по совокупности тех или иных случаев нарушения прав и делал вывод о том, что существует некое системное нарушение того или иного положения конвенции в отдельной стране». «Потом суду было дано право рассматривать индивидуальные жалобы. Суд начал по целому ряду направлений рассматривать жалобы из разных стран, - отметил Вяткин. - Это были и пытки, и бесчеловечные условия содержания и прочее».

Затем ЕСПЧ получил возможность «самостоятельно отсеивать жалобы, потому что их стало очень много, и стало ясно, что он бы их никогда в жизни не рассмотрел, и тогда они получили право самостоятельно определять приемлемые и неприемлемые жалобы в упрощенном порядке», отметил парламентарий.

После этого суд «получил возможность принимать пилотные решения по тем нарушениям, которые носят систематический характер и по которым принимались уже решения ЕСПЧ», добавил он. «И вот тут суд проявил себя, к сожалению, не с лучшей стороны, потому что решения стали все более и более политизированными, а в отношении России суд просто превратился в инструмент политического давления - ни больше, ни меньше», - подчеркнул парламентарий.

Согласно 15-му протоколу, в конце преамбулы конвенции добавляется абзац о том, что в соответствии с субсидиарными принципами государства - участники конвенции несут основную ответственность за обеспечение прав и свобод «и пользуются при этом свободой усмотрения надзора в отношении реализации, которая осуществляется Судом по правам человека», пояснил Вяткин.

«Суд, по большому счету, может указывать на те или иные имеющиеся нарушения. Но есть и еще одна хитрость: ЕСПЧ настолько вольно или широко трактует те или иные положения конвенции применительно к каждой конкретной жалобе, что зачастую эти выводы носят необоснованный характер, это некая вольная трактовка буквального текста конвенции», - отметил депутат. По его словам, бывает так, что решения или судебная практика в той или иной стране, основанная на национальном законодательстве, а то и на Конституции, «вообще никакого противоречия с текстом конвенции не имеет». «Но суд через расширительное толкование текста конвенции принимает решение как раз политизированное», - заявил Вяткин.

Комментируя в целом протокол, экс-представитель Госдумы в КС подчеркнул, что, «с точки зрения обеспечения конституционных прав и свобод граждан РФ, значительно большую роль играют Конституционный суд и Верховный суд».

«Поэтому наши граждане с большой долей вероятности могут защитить свои права через решения Конституционного, Верховного суда, нежели через решения Европейского суда», - убежден Вяткин. «Европейский суд уже давным давно не занимается защитой прав простых граждан, он занимается разбором неких политических дел», - констатировал политик.