Ильдар Гильмутдинов считает необходимым доработать госпрограмму «Реализация государственной национальной политики»
В сфере межнациональных отношений за последние пять лет сделано больше, чем за предшествующие десятилетия. Высоких результатов удалось достичь во многом благодаря политике Президента, его пониманию значимости вопросов сохранения и укрепления благополучия в межнациональной сфере. Такое заявление сделал Председатель комитета Госдумы по делам национальностей, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Ильдар Гильмутдинов, выступая от фракции в рамках «правительственного часа» с участием руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова.
Гильмутдинов обратил внимание на то, что к задачам государственной национальной политики привлечено особое внимание и государства, и общества. За последние пять лет в этом направлении было сделано больше, чем за предшествующие десятилетия, считает Гильмутдинов: удалось выстроить системную работу как на федеральном уровне, так и в регионах.
В конце прошлого года были подведены итоги реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, которую Президент подписал пять лет назад.
«Оценки, которые были даны экспертами проделанной работе, можно признать весьма оптимистичными. Это подтверждают и результаты социологических опросов, согласно которым с 50 до 80% выросло число граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в стране. И наши граждане, и все те, для кого общественная или государственная жизнь связана с вопросами национальной политики, не могут отрицать, что за последние пять лет было сделано больше, чем за предшествующие десятилетия», — констатировал он.
Вместе с тем, сейчас обсуждаются планы по внесению изменений в Стратегию, поскольку, как и любой документ, она не может вечно оставаться в неизменном виде и нуждается в корректировках в соответствии с новыми реалиями. «Необходимо создать рабочую группу, которая будет наполнять Стратегию новым содержанием», — отметил Гильмутдинов.
Задачи государственной национальной политики вышли на первый план во многом благодаря Президенту, его полному пониманию значимости вопросов сохранения и укрепления благополучия в межнациональной сфере, подчеркнул глава думского комитета.
«Именно один из майских Указов Президента России 2012 года „Об обеспечении межнационального согласия“ положил начало этому процессу, ввел данную тему в число стратегических приоритетов. Активную деятельность и работу на протяжении этих лет ведет Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Более сотни поручений главы государства было дано по итогам заседаний Совета, исполнение их — это реальный вклад в совершенствование законодательства, в финансовое и административное обеспечение актуальных задач. В каждом субъекте сегодня действует региональное законодательство по развитию основных направлений национальной политики, консультативные и совещательные советы при высших должностных лицах субъектов и главах муниципальных образований», — перечислил он.
Докладчик особо выделил, что у профильного комитета Госдумы налажена системная и конструктивная работа с созданным 31 марта 2015 года Федеральным агентством по делам национальностей. Он подробно остановился на тех проблемах и задачах, которые не могут обойтись без продолжения взаимодействия и тесной совместной работы с ведомством.
Первое — это необходимость совершенствования всего комплекса законодательства, касающегося защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. «Мы уже продвинулись в некоторых вопросах, которые годами не решались. Прежде всего, я говорю о законопроектах в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов. Рассчитываем, что при поддержке палаты мы примем этот законопроект и снимем тем самым законодательные разночтения в терминологии. Сложный и актуальный вопрос об определении национальной принадлежности лиц из числа коренных малочисленных народов, которые в отсутствии законодательно закрепленного порядка вынуждены в судах доказывать свои права на получение положенных им льгот», — заявил Гильмутдинов, подчеркнув, что этот вопрос требует скорейшего законодательного регулирования и соответствующее поручение было дано Президентом. Депутаты рассчитывают, что ФАДН ускорит разработку законопроекта. К этой работе привлечено экспертное сообщество комитета, опорой которого в этих вопросах является Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Это же касается и разрабатываемых проектов «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об этнологической экспертизе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в рамках соответствующих поручений Президента.
Второе: ключевыми в реализации той или иной политики всегда были вопросы финансового и бюджетного обеспечения, подчеркнул Гильмутдинов. «Впервые в истории современной России с 2017 года действует отдельная госпрограмма „Реализация государственной национальной политики“ с общим ежегодным финансированием мероприятий порядка 2,5 млрд рублей. Ее разработка велась ФАДН по поручению Президента и сегодня рассматривается нами как безусловное достижение последних лет», — отметил он.
Вместе с тем, глава комитета обратил внимание на то, что в некоторых субъектах на реализацию государственной национальной политики выделяется менее 600 тысяч рублей в год — очевидно, что этих средств недостаточно. «ФАДН при формировании бюджета необходимо совместно с регионами дополнительно проработать вопрос софинансирования региональной программы. При отсутствии достаточного финансирования на региональном уровне программа, к сожалению, представляет из себя набор мероприятий, не более того», — указал он.
«Еще одно важное замечание, мы не можем и не должны закрывать глаза на необходимость дальнейшей работы над содержанием государственной программы, — добавил депутат. — Не откладывая в долгий ящик, уже 25 января мы запланировали проведение заседания комитета с участием ФАДН, посвященного итогам реализации госпрограммы в 2017 году. Планируем также рассмотреть каждую из подпрограмм и попытаться объединить на своей площадке представителей всех заинтересованных министерств и ведомств для совместной проработки изменений и дополнений в госпрограмму».
Гильмутдинов напомнил, что комитет при рассмотрении проекта закона о федеральном бюджете особо настаивал на увеличении финансирования программы в части молодежных проектов и программ, а также социальной поддержки коренных народов. «Наша задача, добиваясь увеличения финансирования национальной политики, быть готовыми представить согласованную со всеми ведомствами аргументацию необходимости такого увеличения», — отметил он.
В частности, комитет предлагает рассмотреть возможность целевой поддержки крупнейших этнокультурных организаций, которые своей многолетней деятельностью и работой приобрели известность и авторитет, а сегодня включены в перечень организаций, соответствующих требованиям к оказанию общественно полезных услуг. Речь идет о таких организациях как Ассамблея народов России, Российский конгресс народов Кавказа, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Федеральные национально-культурные автономии. Названные организации при таком подходе к финансированию могли бы проводить большую часть мероприятий, всероссийских фестивалей, конференций, администрирование и организация которых сегодня возложены на Федеральное агентство по делам национальностей.
Институт национально-культурных автономий с момента принятия в 1996 году № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» прошел долгий путь становления и сегодня, наряду с государством, является заметным участником работы по сохранению самобытности, культуры, языка наших народов, укреплению единства многонационального народа страны. К сожалению, высокий статус института сегодня бюджетно никак не обеспечивается, отметил Гильмутдинов. И задача реализации социально значимых мероприятий ложится на плечи энтузиастов этих организаций, которые подчас вынуждены большую часть времени проводить в поиске грантового или спонсорского финансирования. Глава комитета полагает, что ФАДН следует продумать механизм целевой финансовой поддержки национально-культурных автономий, в рамках уже действующей госпрограммы.
Еще одна подпрограмма — «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов» пока не содержит ни мероприятий, ни их финансового обеспечения, констатировал Гильмутдинов. Между тем, эти вопросы без системного и грамотного подхода рискуют превратиться в очаги социального напряжения, с последствиями которого будет бороться куда сложнее. «Для нас принципиально важно не снимать с контроля разработку законопроекта „О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан“, который создаст правовые основы ведения этой серьезной и сложной работы с мигрантским сообществом в нашей стране. Мы готовы предоставить площадку комитета для экспертного обсуждения проекта закона и доработки его в режиме так называемого нулевого чтения», — сообщил выступающий.
Он также упомянул о подпрограмме «Российское казачество», которая оказалась секвестирована. «Нам бы хотелось совместными усилиями и этот пробел восполнить. Комитет подал в научный совет Госдумы предложение о проведении научно-экспертной работы по анализу законодательства о российском казачестве. Надеемся, что результатами этой работы станет совместное обсуждение ее итогов с Федеральным агентством», — отметил депутат.
Одно из последних поручений Президента по итогам заседания Совета при Президенте по межнациональным отношениям касалось вопросов языковой политики, подчеркнул Гильмутдинов. «Нам бы хотелось, чтобы Федеральное агентство взяло на себя роль первой скрипки в вопросах поддержки родных языков. В этой сфере много излишней политизации, а между тем, необходимо безотлагательно решать существующие сегодня проблемы, выстроить хороший диалог с регионами, с Министерством образования и науки. Кстати, за это время в нашей стране не потерялся, не исчез ни один язык, — заявил он. — Но проблем достаточно и с ними надо планомерно разбираться. Имею в виду и порядок формирования федерального перечня учебников на родных языках, их экспертизу, систему подготовки учителей и многое другое. Наш комитет в свою очередь запланировал в апреле проведение парламентских слушаний на тему языковой политики, сохранения родных языков народов России».
Глава комитета считает, что необходимо активизировать и совершенствовать работу системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, поскольку сегодня она крайне нерепрезентативна. «У меня в кабинете стоит эта система, но, следует признать, что в том виде, в котором сегодня она есть, на ней работать невозможно. Она не дает комплексных и объективных данных, по которым было бы возможно оценить ситуацию в межнациональной сфере в том или ином регионе страны», — сообщил он.
Решение вышеобозначенных задач национальной политики, подчеркнул Гильмутдинов, возможно при тесном взаимодействии всех заинтересованных ведомств и организаций. Депутат выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество депутатского корпуса и ФАДН.
«В России проживает 193 народа, они говорят на 277 языках, из которых 89 используются в государственной системе образования. Для всех этих народов Россия — родной дом, родная страна. И все они любят свою страну и будут жить вместе!», — подытожил он.