Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Ирина Гусева: Контроль доступности и качества оказания медицинской помощи после реформы системы ОМС должен вестись непрерывно

Ирина Гусева: Контроль доступности и качества оказания медицинской помощи после реформы системы ОМС должен вестись непрерывно

Первый заместитель Председателя комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, депутат от Волгоградской области, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Ирина Гусева рассказала об итогах мониторинга правоприменения закона о реформе системы ОМС, вступившего в силу с 1 января текущего года.

Напомним, Президентом было дано поручение по организации мониторинга реализации данного закона на ежеквартальной основе. Согласно документу, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) получил полномочия страховщиков в отношении контроля и финансирования медпомощи, которую оказывают в федеральных медицинских организациях. Так, фонд без участия страховщиков стал осуществлять расчеты за медицинскую помощь, контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления такой помощи федеральными медицинскими организациями, а также занялся предъявлением претензий или исков за причинение вреда здоровью застрахованного лица.

Ирина Гусева отмечает, что обращения граждан, традиционно поступающие в страховые медицинские организации, связанные с получением медицинской помощи в ФМО, свидетельствуют о возникших проблемах. «Согласно информации Всероссийского союза страховщиков, объем жалоб пациентов на качество и доступность медицинской помощи в 2021 году растет по сравнению с 2020 годом. В первом квартале текущего года количество таких обращений увеличивалось с динамикой более 30–50% в месяц. Причем весьма существенным оказывается объем обращений на взимание в ФМО денежных средств с пациентов (показатель достигает 10% в общей структуре обращений) за помощь, бесплатность которой гарантирована государством. В то же время по медицинским организациям, не относящимся к группе федеральных, фиксируется существенно меньший объем таких обращений - в пределах 1-3%, что говорит о наличии серьезной проблемы в организации предоставления медицинской помощи в ФМО», – констатировала парламентарий.

По ее словам, больше всего обращений поступает по Москве, Московской области и Санкт-Петербургу, где сосредоточены ведущие медицинские центры страны.

«В текущем году появились вопиющие факты отказов в лечении в ФМО по причине якобы окончания квот на лечение по ОМС. Могу привести пример: онкобольная с 2013 года получала лечение по основному заболеванию в одной федеральной медицинской организации, но все это изменилось в феврале 2021 года. Имея на руках направление на лечение, пациентка была вынуждена оплатить из собственных средств не только рекомендованные врачами исследования, но и консультации специалистов по основному заболеванию. Попросив комментариев у руководства клиники, она получила ответ, что такая ситуация связана с финансовым обеспечением в системе ОМС. На вопрос пациентки, почему таких проблем не было раньше, в медицинской организации ответа не нашлось», – рассказала депутат.

«Хотелось бы понять, как ФФОМС осуществляет контроль доступности и качества медицинской помощи в федеральных медцентрах по жалобам пациентов, какие меры по защите прав конкретных граждан уже приняты?», – заявила Гусева.

Полномочия по проведению медико-экономического контроля по предъявленным медицинскими организациями к оплате счетам (которые ранее относились к обязанностям СМО), также с 1 января перешли к Территориальным фондам ОМС. Но многие из них оказались не готовы к этой работе, что привело к оплате в январе и феврале необоснованных объемов медицинской помощи (в результате дублирования счетов и применения завышенных тарифов), и что в будущем может привести к существенному дефициту средств на оплату медицинской помощи, продолжила депутат.

«Федеральным законом введен новый трехсторонний договор на оказание и оплату медицинской помощи, а прежний договор прекратил свое действие. Недостаточный учет всех факторов при введении данной нормы привел к тому, что действовавшие ранее договоры на оказание медицинской помощи в ОМС полностью завершены не были. На сегодняшний день у территориальных фондов ОМС не хватает средств, чтобы урегулировать все оставшиеся задолженности перед медицинскими организациями. В 1 квартале текущего года Правительство РФ уже выделило для урегулирования задолженностей в системе ОМС 29 млрд рублей. Однако очевидно, что этих средств явно недостаточно. По состоянию на 1 апреля сохраняющийся размер долга по оплате за оказанную медицинскую помощь составил более 40 млрд рублей, что говорит о проблемах с финансовой устойчивостью системы», – отметила парламентарий.

Ирина Гусева указала, что прошло уже четыре месяца с момента вступления в силу федерального закона, но ряд подзаконных актов, определяющих механизм реализации новых норм закона, до сих пор не приняты: нет нового порядка по проведению экспертизы медицинской помощи, не откорректирован порядок информационного взаимодействия в системе ОМС и договор о финансовом обеспечении.

«В рамках отчетов об исполнении поручения Президента по этому вопросу имеющиеся проблемы должны освещаться объективно», – подчеркнула парламентарий.