Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Участники слушаний в Госдуме обсудили основные направления работы Фонда сохранения и изучения родных языков

Парламентские слушания на тему «Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы»

ФОТОРЕПОРТАЖ

В России говорят на 170 языках, в системе образования РФ используется 58 языков. Как сохранить языковое богатство нашей страны и по каким направлениям будет работать образованный Фонд сохранения и изучения родных языков народов РФ, обсудили участники парламентских слушаний комитета Госдумы по делам национальностей на тему «Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы», которые состоялись в понедельник, 29 октября, в стенах нижней палаты парламента.

Накануне Президент России Владимир Путин подписал указ «О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации». Документ принят «в целях создания условий для сохранения и изучения родных языков народов РФ, являющихся национальным достоянием и историко-культурным наследием Российского государства». Учредителями Фонда являются Министерство просвещения и Федеральное агентство по делам национальностей. В течение трех месяцев должен быть утвержден устав фонда и состав его правления.

Летом этого года Госдума приняла закон об изучении родных языков, согласно которому преподавание и изучение государственных республик РФ осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка России, а право на изучение родного языка из числа языков народов РФ реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей.

Открывая слушания, Председатель комитета ГД по делам национальностей, депутат от Республики Татарстан Ильдар Гильмутдинов (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») подчеркнул, что в деле сохранения и развития языков народов России требуется комплексный подход. «Здесь важны не только вопросы образования. Мы должны посмотреть, а все ли мы делаем в области культуры, правильно ли работаем с родителями, как организована работа государственных и муниципальных учреждений. Это большая и важная работа», – заявил он.

По словам Председателя комитета Госдумы по образованию и науке, депутата фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Вячеслава Никонова, внимание к культурному многообразию нашей страны, многоязычию, мультиэтничности, поликонфессиональности всегда было сильной стороной нашего государства. Вместе с тем, в сфере изучения и преподавания языков народов России накопилось множество проблем, решением которых займется созданный Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации.

«Ни в одной стране не создаются такие условия для изучения и преподавания языков, как в нашей. Но в этой сфере накопилось множество проблем, мы их увидели в полной мере в ходе работы над законопроектом об изучении родных языков, – заявил глава думского комитета.

Никонов напомнил, что депутаты, принимая законопроект об изучении родных языков в первом чтении 19 июня, одновременно проголосовали за принятие развернутого Постановления Госдумы, в котором, в числе прочего, содержалось предложение о создании Фонда.

Парламентарий перечислил основные направления, «по которым надо принимать серьезные решения».

«Первое – это учебники и учебные пособия, существующие в большом количестве, написанные в инициативном порядке. Но если мы заглянем в федеральный перечень учебников, то обнаружим там учебники лишь по шести языкам, – отметил он. – Вторая большая проблема – это образовательные стандарты, примерные образовательные программы. Если мы посмотрим, сколько программ утверждены министерством, то окажется, что всего по 13 языкам. Следующий большой круг вопросов связан с подготовкой кадров, их не хватает, это всем известно. И наконец, должны быть полноценная научная филологическая база. И подготовка учебников, и подготовка стандартов и примерных образовательных программ, и подготовка кадров – для этого всего необходима, прежде всего, большая наука, которая в последнее время пребывала не в самом лучшем состоянии».

По словам Никонова, Фонд будет работать над вопросами, связанными с подготовкой учебников и пособий, примерных образовательных программ, кадров, поддержкой науки. «Я считаю, что это важнейшее решение, и оно, действительно, должно помочь нам сдвинуть с места решение тех проблем, которые нас всех волнуют. Совместными усилиями мы можем сделать так, чтобы каждый язык нашей страны продолжал жить и развиваться. Чтобы развивалась и национальная литература, языкознания, исследования в области лингвистики, фонетики и так далее. Все то, что необходимо для полноценного функционирования нашей страны с учетом того, что каждый из тех 170 языков, которые используются в нашей стране, является достоянием не только того народа, который на нем говорит, не только Российской Федерации, но и всей мировой цивилизации в целом», – заключил глава думского комитета по образованию и науке.

В свою очередь, Ильдар Гильмутдинов напомнил, что в Постановлении Госдумы также говорится о необходимости разработки нового поколения ФГОС по изучению родных языков. «Мы ждем от Министерства просвещения новое поколение учебных программ по родным языкам, в том числе по государственным языкам республик», – обратился он к представителям ведомства.

В том же Постановлении говорится, что должна быть разработана концепция изучения родных языков. Особое внимание уделено вопросу наличия учебников и пособий. «У нас всего по семи языкам есть учебники. По остальным утвержденных и прошедших федеральную экспертизу учебников нет. Некоторые учебники годами не могут пройти экспертизу. Например, по удмуртскому языку. Нужно немедленно принять меры, чтобы сделать экспертизу и включить эти учебники в реестр», – отметил депутат.

Он выразил надежду, что Фонд поможет регионам решить все перечисленные проблемы, в первую очередь, с учебниками.

Одним из основных направлений работы Фонда будет поддержка и сохранение языков коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, подчеркнул Гильмутдинов. Также планируется развивать электронное обучение, поскольку «где бы ребенок не находился, он должен иметь возможность изучать родной язык». «В рамках Фонда мы постараемся найти такой механизм. В ряде субъектов уже есть интересные программы и проекты, которые предлагают изучение родных языков посредством интернета. Мы должны этот вопрос проработать на примере национальных республик, в том числе Татарстана», – сказал глава комитета по делам национальностей.

Отдельный важный вопрос – создание системы мотивации для учеников и родителей к изучению родных языков, добавил Гильмутдинов. «Это могут быть и дополнительные баллы в вузах, и поощрение учителей, чьи методики эффективны, и восстановление всероссийских олимпиад по родным языкам», - считает он.