Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Наталья Костенко предложила усовершенствовать порядок привлечения муниципалитетов к административной ответственности

Муниципалитеты Краснодарского края пожаловались депутату Госдумы Наталье Костенко (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») на чрезмерные административные штрафы, которые мешают им улучшать жизнь местного населения.

В соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях, муниципальные учреждения несут административную ответственность на общих основаниях. Штрафы часто назначаются контролирующими органами без учета бюджетного процесса, что приводит к выведению из бюджетов МСУ сумм, соотносимых с теми, что необходимы для устранения нарушения. Депутат направила обращение на имя Председателя Правительства РФ М. В. Мишустина с предложением ввести для МСУ льготный режим привлечения к административной ответственности.

Действующее законодательство устанавливает льготные режимы привлечения к ответственности лишь субъектов малого и среднего предпринимательства, а также для некоммерческих организаций. Так, для них административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение.

В такой юридической конструкции практика привлечения к ответственности муниципальных учреждений приводит к недостижению целей административного наказания. Например, часто при назначении штрафа за нарушение или неисправление нарушения в соответствии с ранее выданным предписанием не учитывается, что муниципальные учреждения осуществляют расходование средств в рамках бюджетного планирования. Учреждение выделяет средства, вносит в план работ мероприятия, связанные с устранением нарушений (что, в частности, может требовать организации муниципальной закупки, а значит – корректировки плана закупок и проведения самих процедур закупок). Но данные обстоятельства контрольно-надзорным органом не учитываются – принимается решение о наложении на учреждение административного штрафа.

Таким образом, вместо того, чтобы расходовать бюджетное финансирование на устранение нарушений, учреждение обязано тратить денежные средства на выплату штрафа – в пользу соответствующего бюджета. Эффективность системы такого бюджетного «кругообращения» средств вызывает серьезные сомнения. Ведь часто штрафы соотносимы с тратами на устранение нарушения.

Например, глава станицы Михайловской Курганинского района на одной из встреч с депутатом Костенко рассказал, что сотрудники ГИБДД ежегодно штрафуют поселения за несвоевременное принятие мер по приведению в порядок муниципальных дорог, не учитывая, что деньги на это закладываются поселением. Более того, такие инспекционные выезды осуществляются сотрудниками инспекции аккурат накануне проведения ремонтных работ. В результате ямочный ремонт дорог обходится МСУ в 100 тысяч, а штраф - в 200 тыс. рублей.

«Данная ситуация крайне негативно сказывается на финансовом положении учреждений, особенно школ, детских садов, поликлиник. Суды иногда идут на встречу МСУ и выносят предупреждение вместо штрафа, но это единичные случаи. Проблема нехватки финансирования муниципальных бюджетов в целом по стране общеизвестна. И осложнена тем, что федеральные ведомства постоянно повышают стандарты оказания услуг государственными и муниципальными учреждениями, но не всегда предусматривают источник финансирования для их реализации. В результате из местных бюджетов выводятся деньги в виде штрафов, которые могли бы пойти на улучшение работы учреждений МСУ. Наличие дополнительных факторов, негативно влияющих на данную ситуацию, вряд ли достигает целей уверенного развития местного самоуправления и повышения качества жизни местного населения», - заявила Наталья Костенко.

Один из возможных вариантов решения вопроса, предложенного депутатом Госдумы - дополнить КоАП РФ положением, что при принятии решения о привлечении к административной ответственности контрольно-надзорный орган обязан учитывать обстоятельства, свидетельствующие о принятии нарушителем всех возможных мер к устранению нарушения. В случае, если такие меры приняты, контрольно-надзорный орган обязан продлить срок устранения нарушений по предписанию.

Другой возможный вариант – дополнение перечня специальных субъектов, предусмотренного ч.3 ст.3.3 КоАП РФ, государственными и муниципальными учреждениями.

Депутат предложила дать поручения ответственным ведомствам проработать вопрос внесения таких изменений в КоАП РФ. Также парламентарий просит вице-губернатора Краснодарского края Игоря Галася проанализировать ситуацию с назначением штрафов на территории Кубани. На основании позиции Правительства депутат разработает и внесет законодательную инициативу.