Олег Морозов: В решении проблем сферы ЖКХ нет простых рецептов
В Государственной Думе проходит правительственный час по вопросам состояния коммунальной инфраструктуры.
Как отметил в своем выступлении председатель комитета ГД по контролю Олег Морозов, проблема сферы ЖКХ – «острейшая, межотраслевая, приоритетная с точки зрения наших избирателей». «Госдума только в этом созыве в своих постановлениях 35 раз обращалась к данной проблематике, – заметил он. - Часть этих предложений реализована в нашей работе, часть еще ждет своего решения».
По замечанию парламентария, на фоне участившихся аварий в прошлом отопительном сезоне тема ЖКХ вышла на одно из первых мест в критической оценке населения. «41% граждан критически оценивают состояние своего дома, а 18% говорят о значительном его ухудшении, – подчеркнул Морозов. - За три квартала текущего года в адрес Государственной Думы поступило 11 563 обращений граждан, содержащих жалобы на перебой электроснабжения, недобросовестные управляющие компании, нарушение сроков капремонта, завышенные тарифы, с просьбами о благоустройстве придомовых территорий и многое другое».
Глава думского комитета также указал, что по данным Счетной палаты, начиная с 2017 года аварийность теплосетей «имеет к сожалению тенденцию к росту - в среднем на 2,7% в год». «Критический износ сетей, например, в некоторых городах Подмосковья достигает 80%, а в среднем по стране эта цифра равна примерно 40%. Учитывая, что в рамках национального проекта «Инфраструктура для человека» каждый пятый метр жилья к 2030 году должен быть новым, динамика по аварийности в ЖКХ становится просто критической», – считает депутат.
Он также заметил, что рост цен на услуги ЖКХ и тарифная политика - предмет особо острой критики со стороны граждан. «Как известно установлением тарифов занимается не Дума, а ФАС, региональные регулирующие органы. На предстоящую трехлетку тарифные показатели в этой сфере будут расти быстрее, чем в среднем рост цен на иные услуги, и население это чувствует. Согласно опросу на портале Госуслуг 76% опрошенных считают стоимость коммунальных услуг высокой, а 43% граждан назвали высокие тарифы основной проблемой жилищно-коммунальной сферы. Значительная часть наших граждан преимущественно с низкими доходами тратят до 20% семейного бюджета на оплату коммунальных услуг», – сказал Морозов.
«В этой связи важно отметить, что Госдума видит всю остроту проблемы: создана комиссия под руководством [зампреда ГД] Алексея Васильевича Гордеева. На недавнем заседании мы вместе с Правительством, всеми заинтересованными ведомствами наметили многоуровневый план действий, который позволит расширить сегодняшний узкие места и наметить магистральные пути развития сферы ЖКХ, разделив задачи на текущие и стратегические. Сегодня первостепенным является максимально безаварийное прохождение отопительного периода. Надо извлечь уроки из минувшей зимы, когда в ряде субъектов тысячи людей оставались без света и тепла», – отметил Морозов.
По его мнению, стратегическая задача - это полномасштабный пересмотр основ функционирования отрасли. «Для ее успешного преобразования необходима тесная увязка избранной стратегии с пространственным развитием страны, градостроительными планами и демографическими прогнозами, а также нормативное обеспечение данной стратегии», – подчеркнул парламентарий.
Серьезной доработки требуют тарифной механизмы, которые, по словам Морозова, «порой не согласуются ни с потребностями граждан, ни с их возможностями, а иногда и со здравым смыслом». «К примеру норматив водопотребления в 250 л на человека в сутки – это точно из этого ряда. Принципиально изменить ситуацию можно, создав комплексную мотивацию для ресурсообеспечивающих компаний, с поиском качественных и одновременно низкозатратных решений. Простых рецептов здесь нет», – резюмировал Морозов.