Ольга Тимофеева: Снимать с контроля «лесную амнистию» и «мусорную» реформу пока рано
22 декабря стало последним днем работы Государственной Думы в Год экологии и особо охраняемых природных территорий. Заместитель Председателя нижней палаты парламента Ольга Тимофеева в интервью ТАСС подвела итоги года в работе над «зеленым» законодательством и поделилась планами на будущее.
— Завершается 2017 год, который прошел под знаком Года экологии. Чего удалось достичь в сфере охраны окружающей среды?
— Главный итог года — колоссальное внимание, которое удалось привлечь к экологии. Она вышла на первый план, с ней стали считаться во всех сферах. Вспомним, еще недавно экология былагде-то на последних ролях. Мы усилили природоохранную деятельность, начали генеральную уборку в стране и уже ликвидировали почти 7 тыс. свалок. В акциях и мероприятиях Года экологии приняли участие около 20 млн человек.
Тематический год заканчивается, но он дал старт большой совместной работе, чтобы мы все вместе — и власть, и бизнес, и общественность — меняли экологическую ситуацию в лучшую сторону. Остановиться уже невозможно. Мы запустили механизмы на годы вперед. Уже ни у кого не получится замалчивать экологические проблемы или отодвигать их на задворки.
— Но у Года экологии много побед, не только эта?
— Да. В этом году начал работать закон о «зеленых щитах», принятый по инициативе Общероссийского народного фронта (ОНФ). Уже создано 16 «зеленых щитов», которые защитят «зеленые легкие» городов — наши леса. Процесс создания лесопарковых зеленых поясов продолжается.
Мы много занимались особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), добились того, чтобы объявленная в стране «лесная амнистия» не распространилась на земли ООПТ.Депутаты-экологи и эксперты ОНФ внесли в закон о «лесной амнистии» и другие существенные корректировки, закрыли лазейки недобросовестным приобретателям земельных участков.
Вели и продолжаем вести диалог с бизнесом. Жесткая позиция депутатов заставляет промышленников внедрять экологичные технологии.
В стране идет сложнейшая «мусорная» реформа, мы взяли ее под строгий парламентский контроль. Регионы постепенно переходят на новый порядок обращения с отходами, создается новая отрасль вторичной переработки. Появились новые инструменты регулирования. В этом году впервые вместе с Минприроды мы собрали и распределили между регионами экологический сбор.
— Что сделано в плане развития законодательства?
— Нами полностью проинвентаризировано экологическое законодательство. Вместе с Минприроды, другими профильными ведомствами, Генеральной прокуратурой мы посмотрели, как работают законы и почему порой они вообще не работают, а остаются законами на бумаге. Есть проблемы с подзаконными актами, есть проблемы с применением действующих норм, потому что жизнь вносит свои коррективы, и неработающие нормы надо донастраивать.
Можно было принять в этом году большее количество новых законов, но мы ставили другую цель — заставить работать те, которые уже существуют. В законотворчестве нет такого, чтобы количество переходило в качество. Вместо десяти неработающих законов лучше иметь один эффективный.
Мы взяли под контроль самые важные направления: отходы, загрязнение воздуха и воды вредными сбросами, охрана лесов и развитие особо охраняемых природных территорий. Было качественно доработано законодательство по отходам.
Начали заниматься такими проблемами, которыми раньше серьезно вообще мало кто занимался. Они новые в том числе и для правового регулирования. Это — ликвидация накопленного вреда, обращение с животными. После долгих лет споров в этом году приняты два важных закона, запрещающих жестокое обращение с животными. Мы остановили жестокую травлю животных на притравочных станциях, запретили так называемые контактные способы притравки. И немного раньше были внесены поправки в245-ю статью Уголовного кодекса, карающую за жестокое обращение с животными. Она стала «рабочей», сами наказания были серьезно ужесточены.
— Как реализованы поручения Госсовета, прошедшего 26 декабря 2016 года и давшего старт Году экологии?
— Вместе с Минприроды мы в основном выполнили поручения Президента, прежде всего в сфере обращения с отходами. Те вопросы, которые не успели решить, — это наш план на ближайшее время.
Действительно, природоохранных законов к концу этого года должно было быть больше. Но это очень сложные сферы регулирования, где экология сталкивается с экономикой и возникает серьезный конфликт. Яркий пример — вопрос об установке счетчиков напредприятиях-загрязнителях . Нам пришлось сдвигать срок с 1 января 2018 года на более поздний, законодательные нормы придется дорабатывать. Думаю, постепенно мы научимся не только в этом вопросе, но и в других находить баланс между экономикой и экологией.
Мы должны были принять новый закон «Об экологической информации», которого у нас в стране никогда не было. Сейчас завершена его экспертная проработка в Думе. И таких вопросов, которые никогда раньше не регулировались, в экологической сфере много.
Главное, что Правительство, которому были даны эти поручения, и депутатский корпус составили серьезный, качественно проработанный план для решения всех поставленных задач.
— На последнем в этом году заседании депутаты приняли поправки в закон «Об отходах производства и потребления». Помогут ли они реформе отрасли?
— Это важнейшие поправки. Мы обещали донастроить реформу в сфере обращения с отходами, и мы это сделали.
Вспомните, год назад выяснилось, что ни один регион к реформе не готов. Мы были вынуждены сдвигать предельный срок реформы до января 2019 года. Весь этот год мы мониторили ситуацию, как идет «мусорная» реформа, и били тревогу. Реформа начала запускаться по «кривым» территориальным схемам. Их надо было исправлять, а правового механизма для этого просто не существовало. У терсхемы был сомнительный статус. С регоператорами в пилотных территориях просто отказывались заключать договоры. Контейнерные площадки вообще оказались ничейными. И таких пробелов было много. К нам обращались руководители из регионов, главы муниципалитетов и простые граждане, потому что проблема свалок и отходов затронула всех. Люди обращались даже напрямую к Президенту с криком души: помогите навести порядок с мусорными полигонами! Так был закрыт полигон «Кучино» в Балашихе.
Проблема отходов копилась десятилетиями, как и сам мусор, который у нас уже везде — вокруг столицы, на окраине каждого села, в Арктике и даже уже в космосе. Решить ее за один год, конечно, невозможно. Главное — запустить правильный механизм, который позволит поменять систему. Мы его запустили.
— Правительство предложило свои поправки в закон об отходах еще летом. Почему они не были приняты?
— Правительство внесло свои поправки в Госдуму в июле. Но мы не увидели в них исполнения поручений Президента — общественных обсуждений терсхем и стимулов для раздельного накопления отходов. В них не было ответов на важные вопросы о полномочиях, о тарифах и другие, которые волнуют регионы и муниципалитеты. Поэтому мы остановили принятие поправок. Вместе со всеми заинтересованными ведомствами — Минприроды, Минстроем, ФАС — дорабатывали эти поправки. Дума стала площадкой для хорошей командной работы. И я очень благодарна моим коллегам за тот результат, который мы сейчас имеем.
— Что именно предусмотрено в принятых поправках? Что изменится для простых российских граждан?
— Люди смогут влиять на планы по обращению с отходами. Где будет размещен полигон? Где будет построен мусоросжигательный завод или другие объекты по сортировке и переработке мусора? Теперь власти будут обязаны обсуждать с населением территориальные схемы обращения с отходами. У нас в последнее время было очень много примеров, когда власть, не посоветовавшись с жителями, строит планы, а потом эти планы наталкиваются на протест, их приходится корректировать. Президент давал поручение обсуждать с населением территориальные схемы.
Кроме того, принятыми поправками мы даем «зеленый свет» раздельному накоплению отходов. Эта деятельность теперь не будет требовать лицензии. Можно будет организовать места накопления отходов: лампочек, батареек, макулатуры, стекла, пластика и полиэтилена. Такие точки могут создаваться в том числе прямо в торговых центрах, чтобы было удобно.
На самом деле, люди уже готовы выделять из своего бытового мусора полезные компоненты, но нести их некуда.Какое-то время мы держим использованные лампочки и батарейки дома, потому что рука не поднимается выбросить — это смерть для живой природы. Но потом все равно выбрасываем в общий мусорный бак, потому что нигде их не принимают или везти их надо на другой край города.
Принятые поправки стимулируют раздельное накопление. Полезные фракции будут извлекаться из бытового мусора и пускаться на переработку. Захоронение отдельных видов отходов — бумага, стекло, лом, шины, пластик и другое — вообще будет запрещено, постепенно запрет распространяется на все больший перечень отходов.
— Какая роль отводится в «мусорной» реформе муниципалитетам?
— Раньше вопросы обращения с отходами относились к компетенции муниципалитетов. Реформа передала большинство из них на региональный уровень, а муниципалам сказали, что «вы участвуете» в решении этих вопросов. Что такое «участие», каждый понималпо-своему . Это неправильно. У всех должен быть понятный круг обязанностей, и только вместе мы сможем расчистить те мусорные завалы, в которых погрязли.
Теперь органы местного самоуправления получат четкие полномочия — по ведению реестра мест накопления твердых коммунальных отходов, их созданию, содержанию, а также организации экологического воспитания и формирования экологической культуры.
— Какими экологическими законами парламент займется в следующем году?
— У нас на контроле останутся «мусорная» реформа и «лесная амнистия», реализация закона о наилучших доступных технологиях. Снимать эти вопросы с контроля еще рано.
Нам надо принять закон «Об экологической информации», экспертная работа над ним уже проведена.
Мы хотим заняться курортами илечебно-оздоровительными местностями, донастроить правовые механизмы охраны Байкала, Волги, других уникальных природных объектов. Важная тема — экология городской среды.
Мы вместе с профильными ведомствами продолжим работу над экологической повесткой. Год экологии позволил нам привлечь к обсуждению проблем большое количество экспертов и профессионалов, представителей науки, общественные организации. Вместе мы сформировали качественные дорожные карты по разным экологическим направлениям. И будем по ним двигаться.
Хочу сказать большое спасибо всем, кто работал вместе с нами и помогал нам в этот тематический Год экологии: спецпредставителю Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергею Борисовичу Иванову, министру Сергею Ефимовичу Донскому и коллективу Минприроды, руководителям на местах, но в первую очередь людям — экспертам, общественникам, экологам, которые участвовали в большой работе. Давайте не останавливаться и не сбавлять обороты.
Беседовала Анастасия Носова
— Завершается 2017 год, который прошел под знаком Года экологии. Чего удалось достичь в сфере охраны окружающей среды?
— Главный итог года — колоссальное внимание, которое удалось привлечь к экологии. Она вышла на первый план, с ней стали считаться во всех сферах. Вспомним, еще недавно экология была
Тематический год заканчивается, но он дал старт большой совместной работе, чтобы мы все вместе — и власть, и бизнес, и общественность — меняли экологическую ситуацию в лучшую сторону. Остановиться уже невозможно. Мы запустили механизмы на годы вперед. Уже ни у кого не получится замалчивать экологические проблемы или отодвигать их на задворки.
— Но у Года экологии много побед, не только эта?
— Да. В этом году начал работать закон о «зеленых щитах», принятый по инициативе Общероссийского народного фронта (ОНФ). Уже создано 16 «зеленых щитов», которые защитят «зеленые легкие» городов — наши леса. Процесс создания лесопарковых зеленых поясов продолжается.
Мы много занимались особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), добились того, чтобы объявленная в стране «лесная амнистия» не распространилась на земли ООПТ.
Вели и продолжаем вести диалог с бизнесом. Жесткая позиция депутатов заставляет промышленников внедрять экологичные технологии.
В стране идет сложнейшая «мусорная» реформа, мы взяли ее под строгий парламентский контроль. Регионы постепенно переходят на новый порядок обращения с отходами, создается новая отрасль вторичной переработки. Появились новые инструменты регулирования. В этом году впервые вместе с Минприроды мы собрали и распределили между регионами экологический сбор.
— Что сделано в плане развития законодательства?
— Нами полностью проинвентаризировано экологическое законодательство. Вместе с Минприроды, другими профильными ведомствами, Генеральной прокуратурой мы посмотрели, как работают законы и почему порой они вообще не работают, а остаются законами на бумаге. Есть проблемы с подзаконными актами, есть проблемы с применением действующих норм, потому что жизнь вносит свои коррективы, и неработающие нормы надо донастраивать.
Можно было принять в этом году большее количество новых законов, но мы ставили другую цель — заставить работать те, которые уже существуют. В законотворчестве нет такого, чтобы количество переходило в качество. Вместо десяти неработающих законов лучше иметь один эффективный.
Мы взяли под контроль самые важные направления: отходы, загрязнение воздуха и воды вредными сбросами, охрана лесов и развитие особо охраняемых природных территорий. Было качественно доработано законодательство по отходам.
Начали заниматься такими проблемами, которыми раньше серьезно вообще мало кто занимался. Они новые в том числе и для правового регулирования. Это — ликвидация накопленного вреда, обращение с животными. После долгих лет споров в этом году приняты два важных закона, запрещающих жестокое обращение с животными. Мы остановили жестокую травлю животных на притравочных станциях, запретили так называемые контактные способы притравки. И немного раньше были внесены поправки в
— Как реализованы поручения Госсовета, прошедшего 26 декабря 2016 года и давшего старт Году экологии?
— Вместе с Минприроды мы в основном выполнили поручения Президента, прежде всего в сфере обращения с отходами. Те вопросы, которые не успели решить, — это наш план на ближайшее время.
Действительно, природоохранных законов к концу этого года должно было быть больше. Но это очень сложные сферы регулирования, где экология сталкивается с экономикой и возникает серьезный конфликт. Яркий пример — вопрос об установке счетчиков на
Мы должны были принять новый закон «Об экологической информации», которого у нас в стране никогда не было. Сейчас завершена его экспертная проработка в Думе. И таких вопросов, которые никогда раньше не регулировались, в экологической сфере много.
Главное, что Правительство, которому были даны эти поручения, и депутатский корпус составили серьезный, качественно проработанный план для решения всех поставленных задач.
— На последнем в этом году заседании депутаты приняли поправки в закон «Об отходах производства и потребления». Помогут ли они реформе отрасли?
— Это важнейшие поправки. Мы обещали донастроить реформу в сфере обращения с отходами, и мы это сделали.
Вспомните, год назад выяснилось, что ни один регион к реформе не готов. Мы были вынуждены сдвигать предельный срок реформы до января 2019 года. Весь этот год мы мониторили ситуацию, как идет «мусорная» реформа, и били тревогу. Реформа начала запускаться по «кривым» территориальным схемам. Их надо было исправлять, а правового механизма для этого просто не существовало. У терсхемы был сомнительный статус. С регоператорами в пилотных территориях просто отказывались заключать договоры. Контейнерные площадки вообще оказались ничейными. И таких пробелов было много. К нам обращались руководители из регионов, главы муниципалитетов и простые граждане, потому что проблема свалок и отходов затронула всех. Люди обращались даже напрямую к Президенту с криком души: помогите навести порядок с мусорными полигонами! Так был закрыт полигон «Кучино» в Балашихе.
Проблема отходов копилась десятилетиями, как и сам мусор, который у нас уже везде — вокруг столицы, на окраине каждого села, в Арктике и даже уже в космосе. Решить ее за один год, конечно, невозможно. Главное — запустить правильный механизм, который позволит поменять систему. Мы его запустили.
— Правительство предложило свои поправки в закон об отходах еще летом. Почему они не были приняты?
— Правительство внесло свои поправки в Госдуму в июле. Но мы не увидели в них исполнения поручений Президента — общественных обсуждений терсхем и стимулов для раздельного накопления отходов. В них не было ответов на важные вопросы о полномочиях, о тарифах и другие, которые волнуют регионы и муниципалитеты. Поэтому мы остановили принятие поправок. Вместе со всеми заинтересованными ведомствами — Минприроды, Минстроем, ФАС — дорабатывали эти поправки. Дума стала площадкой для хорошей командной работы. И я очень благодарна моим коллегам за тот результат, который мы сейчас имеем.
— Что именно предусмотрено в принятых поправках? Что изменится для простых российских граждан?
— Люди смогут влиять на планы по обращению с отходами. Где будет размещен полигон? Где будет построен мусоросжигательный завод или другие объекты по сортировке и переработке мусора? Теперь власти будут обязаны обсуждать с населением территориальные схемы обращения с отходами. У нас в последнее время было очень много примеров, когда власть, не посоветовавшись с жителями, строит планы, а потом эти планы наталкиваются на протест, их приходится корректировать. Президент давал поручение обсуждать с населением территориальные схемы.
Кроме того, принятыми поправками мы даем «зеленый свет» раздельному накоплению отходов. Эта деятельность теперь не будет требовать лицензии. Можно будет организовать места накопления отходов: лампочек, батареек, макулатуры, стекла, пластика и полиэтилена. Такие точки могут создаваться в том числе прямо в торговых центрах, чтобы было удобно.
На самом деле, люди уже готовы выделять из своего бытового мусора полезные компоненты, но нести их некуда.
Принятые поправки стимулируют раздельное накопление. Полезные фракции будут извлекаться из бытового мусора и пускаться на переработку. Захоронение отдельных видов отходов — бумага, стекло, лом, шины, пластик и другое — вообще будет запрещено, постепенно запрет распространяется на все больший перечень отходов.
— Какая роль отводится в «мусорной» реформе муниципалитетам?
— Раньше вопросы обращения с отходами относились к компетенции муниципалитетов. Реформа передала большинство из них на региональный уровень, а муниципалам сказали, что «вы участвуете» в решении этих вопросов. Что такое «участие», каждый понимал
Теперь органы местного самоуправления получат четкие полномочия — по ведению реестра мест накопления твердых коммунальных отходов, их созданию, содержанию, а также организации экологического воспитания и формирования экологической культуры.
— Какими экологическими законами парламент займется в следующем году?
— У нас на контроле останутся «мусорная» реформа и «лесная амнистия», реализация закона о наилучших доступных технологиях. Снимать эти вопросы с контроля еще рано.
Нам надо принять закон «Об экологической информации», экспертная работа над ним уже проведена.
Мы хотим заняться курортами и
Мы вместе с профильными ведомствами продолжим работу над экологической повесткой. Год экологии позволил нам привлечь к обсуждению проблем большое количество экспертов и профессионалов, представителей науки, общественные организации. Вместе мы сформировали качественные дорожные карты по разным экологическим направлениям. И будем по ним двигаться.
Хочу сказать большое спасибо всем, кто работал вместе с нами и помогал нам в этот тематический Год экологии: спецпредставителю Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергею Борисовичу Иванову, министру Сергею Ефимовичу Донскому и коллективу Минприроды, руководителям на местах, но в первую очередь людям — экспертам, общественникам, экологам, которые участвовали в большой работе. Давайте не останавливаться и не сбавлять обороты.
Беседовала Анастасия Носова