Павел Крашенинников: Положения закона о прокуратуре приводятся в соответствие с Конституцией
В четверг, 22 октября, Государственная Дума приняла первый закон из пакета инициатив, внесенных Президентом в целях реализации положений обновленной Конституции - проект федерального закона № 1024646-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания, Председатель комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») сообщил, что принятый закон направлен на реализацию конституционных изменений, а именно на приведение Федерального закона «О прокуратуре РФ» в соответствие со статьями 83 и 129 Конституции.
Во-первых, уточняется определение прокуратуры Российской Федерации. В соответствии с Конституцией указывается, что это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Во-вторых, согласно ст. 79 Конституции указывается, что, несмотря на то, что деятельность прокуратуры осуществляется, в том числе, в соответствии с международными договорами, имплементированными в нашу правовую систему - решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
Павел Крашенинников подчеркнул, что наша национальная правовая система основана на верховенстве Конституции, поэтому акты, противоречащие Основному закону, и основанные на них решения, не могут и не должны применяться на территории нашей страны.
В-третьих, определяется порядок назначения Генерального прокурора, его заместителей и прокуроров субъектов РФ – Президентом после консультаций с Советом Федерации.
Для проведения консультации по кандидатуре на должность Генерального прокурора Президент направляет в Совет Федерации представление и другие материалы, характеризующие кандидатуру. При этом СФ РФ не позднее недельного срока со дня получения материалов информирует в письменной форме Президента о результатах рассмотрения. Также уточняется, что Генеральный прокурор освобождается от должности Президентом (ранее - назначение и освобождение осуществлял СФ РФ по представлению Президента).
Аналогичным образом уточняется порядок назначения заместителей Генерального прокурора. С той разницей, что Генеральный прокурор, как и раньше, вносит Президенту представление по кандидатуре заместителя, а Президент в свою очередь направляет представление (материалы) в Совет Федерации. Информировать в письменной форме Президента о результатах рассмотрения кандидатуры будут в недельный срок Комитеты Совета Федерации, которым будет поручено проведение консультаций. Уточняется, что заместители Генерального прокурора освобождаются от должности Президентом (ранее - Генеральный прокурор направлял Президенту представление по кандидатуре заместителя, а назначение и освобождение осуществлял СФ РФ по представлению Президента).
Также уточняется порядок назначения прокуроров субъектов РФ, военных и других специализированных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов РФ (транспортные, природоохранные и др.). Генеральный прокурор вносит Президенту представление по кандидатуре, затем Президент направляет представление в СФ РФ, а Комитеты Совета Федерации должны информировать Президента не позднее 10-тидневного срока.
Кроме того, указывается, что прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры освобождаются от должности Президентом (ранее – Президентом по представлению Генерального прокурора).
В-четвертых, уточняется определение в законе такой категории, как «иные прокуроры» - это прокурорские работники, претендующие или замещающие такую должность, по которой присваиваются высшие чины или воинские звания высших офицеров (за исключением Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров). Такие прокуроры будут назначаться и освобождаться от должности Президентом по представлению Генерального прокурора.
Помимо этого указывается, что перечни должностей прокурорских работников, по которым предусмотрено присвоение высших классных чинов (действительный государственный советник юстиции, государственный советник юстиции 1, 2 и 3 класса) и соответственно званий высших офицеров в органах военной прокуратуры, также будут утверждаться Президентом по представлению Генерального прокурора. Ранее назначение на должность - вне зависимости от чина (звания) - по указанным должностям осуществлял Генеральный прокурор.
В законе уточняется запрет на наличие у прокуроров иностранного гражданства (подданства), либо вида на жительство. А также указывается обязанность сотрудников прокуратуры уведомлять руководство о прекращении российского гражданства или приобретении иностранного гражданства и получении вида на жительство - в течение пяти рабочих дней.
Положения закона вступят в силу со дня его официального опубликования.
Павел Крашенинников сообщил, что принятые изменения приводят положения закона о прокуратуре РФ в соответствие с Конституцией, и позволят усовершенствовать кадровую политику системы органов прокуратуры.
Выступая о фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», член комитета ГД по государственному строительству и законодательству Олег Быков обратил внимание на выстраиваемую вертикаль в порядке назначения на должность и освобождения от должности прокуроров. Он напомнил, что проектируемыми нормами закрепляются полномочия Президента по назначению Генпрокурора России и его заместителей, а также прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров после консультации с Советом Федерации. Именно так и обозначено в настоящем проекте федерального закона. Освобождение их от должности производится Президентом. Таким образом, новый порядок освобождения и назначения на должности прокуроров законодательно укрепит позицию независимости органов прокуратуры в осуществлении своих полномочий.
По словам Быкова, в целях обеспечения единого подхода в реализации новых конституционных положений о порядке применения в России норм международных договоров принципиально важно закрепление правовых основ деятельности прокуратуры, а именно норм о том, что решение межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров в их истолковании, противоречащих Конституции нашей страны, не подлежат исполнению в Российской Федерации. «Это также является свидетельством последовательной правовой регламентации и конкретизации конституционных норм, направленных на укрепление суверенитета нашей страны. Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет поддерживать принятие данного проекта федерального закона в третьем чтении», - заключил депутат.