Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Крашенинников: Поправки в избирательное законодательство защищают конституционное право граждан на участие в выборах

Павел Крашенинников: Поправки в избирательное законодательство защищают конституционное право граждан на участие в выборах
Госдума на пленарном заседании в среду, 12 апреля, рассмотрела в первом чтении законопроекты «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» (об уточнении процедуры назначения наблюдателей и обеспечении принципа гласности) и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об уточнении порядка образования избирательных участков и обеспечении принципа гласности).

Представляя документы, Председатель комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что они разработаны «с учетом анализа действующего избирательного законодательства, в том числе, конечно же, сентябрьских выборов, в которых мы все с вами в этом процессе участвовали, а также выборов и губернаторов, и законодательных собраний субъектов Федерации, и муниципальных выборов».

«Законопроекты направлены на создание наиболее благоприятных условий для реализации прав участников избирательного процесса при проведении выборов Президента РФ, выборов других уровней, референдума, а также на повышение открытости и прозрачности избирательных процедур. В этих целях предлагаются следующие изменения», - заявил он.

В контексте предлагаемых изменений Крашенинников остановился на теме голосования по открепительным талонам. Он отметил, что предлагается исключить использование открепительных удостоверений, упростив гражданам возможность голосования по месту фактического пребывания. «Предлагается все-таки заявительный порядок, чтобы ситуация перешла в правовое русло», - заметил Крашенинников.

«Сейчас для того, чтобы проголосовать не по месту регистрации, необходимо заранее взять открепительное удостоверение. Если гражданин не смог этого сделать, а в день выборов он находится далеко от места жительства, то фактически лишается возможности проголосовать. Хотя причин голосования не по месту регистрации достаточно много: это и медицинские могут быть причины, это причины, связанные с конкретной работой, семейные причины. Предлагается отменить использование открепительных удостоверений. При этом граждане, которые в день голосования находятся вне своего места жительства, могут быть включены в список избирателей по месту пребывания на основании личного заявления. Порядок и сроки подачи такого заявления определяются Центральной избирательной комиссией РФ. Информация о включении гражданина в список избирателей по месту его нахождения будет передаваться, в том числе с использованием системы ГАС «Выборы», в территориальную или участковую избирательную комиссию по месту постоянной регистрации для исключения его из соответствующего списка по месту регистрации. То, что предлагается, на мой взгляд, достаточно разумно», - подчеркнул парламентарий и заметил, что учитывая «шлифовку» данной нормы ко второму чтению, она «будет иметь большое практическое значение».

Кроме того, будет создана единая база данных с информацией обо всех поданных заявлениях, чтобы исключить риски подачи одним гражданином нескольких заявлений. «Предполагается, что ЦИК РФ разместит на своем сайте сведения о числе избирателей, подавших такие заявления. При этом члены участковых избирательных комиссий, наблюдатели смогут знакомиться с реестрами избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей, и избирателей, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения», - сказал депутат.

По мнению Крашенинникова, «предлагаемый механизм делает процедуру участия в выборах более простой и удобной». «Любой избиратель, находящийся в день голосования в командировке, отпуске, на лечении, проживающий или работающий вдалеке от места постоянной регистрации, сможет без лишних сложностей проголосовать там, где пребывает, подав заявление. При этом нигде, кроме заявленного участка, гражданин проголосовать не сможет», - констатировал он.

Законопроектами также предлагаются изменения, направленные на упрощение процедуры назначения наблюдателей на избирательные участки при проведении выборов Президента РФ, отметил Крашенинников. «Исключается требование об обязательном заблаговременном направлении в соответствующую избирательную комиссию списка наблюдателей, а также об обязательном направлении наблюдателя только на один избирательный участок. Такие меры позволят обеспечить большую открытость работы избирательных комиссий», - заявил депутат.

Председатель комитета ГД по государственному строительству и законодательству назвал очень важным и уточнение порядка образования избирательных участков тогда, «когда речь идет о доступности избирателей к урнам голосования, к избирательным участкам». «Мы на комитете это очень подробно обсуждали, ко второму чтению мы полагаем, что критерии образования новых избирательных участков должны быть указаны в самом законе», - заметил он.

Изменения ликвидируют пятилетний срок образования избирательных участков (участков референдума) и устанавливают возможность пересмотра перечня и границ избирательных участков (участков референдума), добавил Крашенинников. «Будут утверждаться избирательные комиссии, и вот этот пятилетний отрезок, он упраздняется», - сказал он и добавил, что делается это «в том числе, для удобства избирателей, что может осуществляться путем уменьшения максимальной численности избирателей на избирательных участках (участках референдума) - с 3 тысяч до 1,5 тысяч человек».

«За счет такого разукрупнения может быть сформировано большее количество избирательных участков, что позволит повысить их доступность для граждан. Вместе с тем, поскольку законопроектом не предусмотрены критерии обоснованности принятия решения о разукрупнении участков, ко второму чтению законопроекта необходимо такие критерии определить», - сообщил Крашенинников.

Изменения предусматривают также упрощение порядка заполнения подписных листов в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. «В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ устанавливается, что адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в законе реквизитов, в случае если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя (участника референдума)», - заявил Крашенинников.

Он заметил, что «данная мера направлена на исключение ситуаций, когда подписи избирателей в поддержку кандидата признаются недействительными по таким формальным причинам, как отсутствие указания в адресе, например, муниципального района, в котором расположен населенный пункт».

Поправками вводятся и дополнительные гарантии обеспечения принципа гласности избирательного процесса. «Предлагается законодательно закрепить возможность проведения видеонаблюдения в помещениях для голосования и трансляции изображения для обеспечения избирателей информацией о ходе голосования. Исключение составят помещения, находящиеся на избирательных участках, образованных в больницах, в местах содержания под стражей, воинских частях, на судах, которые будут находиться в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации», - отметил парламентарий.

Кроме того, перечень организаций, информирующих избирателей о ходе выборов, помимо традиционных СМИ дополняется средствами массовой информации в сети «Интернет».

Также предлагается законодательно установить право наблюдателей производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя или секретаря участковой комиссии. По мнению Крашенинникова, «возможность максимального использования в избирательном процессе современных информационных технологий поможет снизить риски нарушений в день голосования, а кирокий охват избирательных участков средствами видеонаблюдения позволит сделать выборы более прозрачными и гласными».

Говоря в целом о вносимых поправках, парламентарий заметил, что обсуждается «много вопросов, связанных с унификацией законодательства: поправки вносятся в закон «О выборах Президента Российской Федерации», в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан». «Хотел бы также обратить внимание на то, что предлагается защитить конституционное право граждан на участие в выборах, и в том чисел предлагаются поправки в Кодекс об административных правонарушениях», - отметил он.

Так, за неоднократное голосование одного и того же лица в ходе дня голосования, а также за организацию такого незаконного голосования предусматривается штраф в размере 30 тыс. рублей. Увеличиваются размеры штрафа за незаконную выдачу избирательного бюллетеня (бюллетеня для голосования на референдуме) в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя (участника референдума), за выдачу заполненного бюллетеня, а также за получение таких бюллетеней – до 30 тыс. рублей. За совершение повторного административного правонарушения устанавливается штраф в размере 50 тыс. рублей.

Кроме того, Крашенинников сообщил, что в Госдуме также сейчас «прорабатывается вопрос о том, что возможно и внесение поправок в Уголовный кодекс». «Мы знаем, что сегодня статьи у нас в Уголовном кодексе есть. На мой взгляд, также их нужно снабдить инструментом, четкими, понятыми критериями и совершенно нет какой-то кровожадности, а хочется, чтобы эти нормы Уголовного кодекса работали на предупреждения соответствующих нарушений», - заявил Председатель комитета ГД по государственному строительству и законодательству.

«Принятие предлагаемых законопроектами изменений позволит создать более благоприятные условия для участников избирательного процесса, сделает избирательные процедуры более открытыми и прозрачными, обеспечит дополнительные гарантии соблюдения принципа гласности при проведении выборов. Уважаемые коллеги, комитет по государственному строительству и законодательству рассмотрел оба закона, оба проекта закона и рекомендует в первом чтении принять эти законы и двигаться дальше, подготовить ко второму чтению с учетом поступивших поправок», - заключил Крашенинников.