Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Крашенинников: Согласованное действие различных уровней власти - важный шаг на пути улучшения работы государственного механизма

Павел Крашенинников: Согласованное действие различных уровней власти - важный шаг на пути улучшения работы государственного механизма
Сегодня в первом чтении Госдумой принят проект закона о региональной власти, подготовленный во исполнение обновленных положений Конституции - проект федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Авторы законопроекта - сопредседатели Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию, председатели комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Павел Крашенинников и Андрей Клишас.

Павел Крашенинников сообщил, что законопроект подготовлен в развитие положений Конституции о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование работы власти в регионах России.
«В случае его принятия это будет, обращаю внимание, новый закон, состоящий из 11 глав и 65 статей. Прежний Федеральный закон № 184-ФЗ утратит свою силу», - заявил глава думского комитета.

Он отметил, что принцип единства системы публичной власти был закреплен в Конституции впервые. Он предполагает согласованное действие различных уровней власти, как единого целого. Это важный шаг на пути улучшения работы государственного механизма во благо граждан.

В соответствии с конституционными основами законопроектом предлагается следующее.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный орган субъекта, высшее должностное лицо субъекта, высший исполнительный орган субъекта, иные органы государственной власти субъекта, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также жилищного, строительного надзора (в порядке и случаях, установленных федеральным законом). 

Корректируется система региональных органов власти и совершенствуется их взаимодействие. 

Высшее должностное лицо субъекта признается обязательным органом публичной власти в субъекте РФ, которое одновременно замещает и государственную должность Российской Федерации, и государственную должность субъекта РФ. Уставом может быть предусмотрено дополнительное название должности (например, губернатор или мэр).
Закрепляется, что наименованием должности высшего должностного лица является «Глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта РФ.

Указывается, что глава субъекта РФ осуществляет руководство исполнительной властью в регионе, определяет систему и структуру региональных исполнительных органов. Он формирует региональное правительство и принимает решение о его отставке. Глава региона может либо самостоятельно возглавить региональное правительство, либо ввести отдельную должность председателя регионального правительства. 

Изменяется механизм ответственности главы региона. Он может быть отрешен от должности Президентом, в том числе в связи с утратой доверия. 

Кроме того, Президент вправе применять к главе субъекта РФ иные меры ответственности, такие как предупреждение, выговор.

В целях обеспечения стабильности системы публичной власти срок полномочий главы региона и законодательного органа субъекта РФ устанавливается 5 лет (сейчас срок их полномочий определяется регионом, но не может превышать 5 лет).  

Законопроектом предусмотрено, что все региональные депутаты замещают государственные должности субъекта РФ - независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. По аналогии с депутатами Государственной Думы и муниципальными депутатами предлагается механизм ответственности для региональных депутатов в виде предупреждения, освобождения от должности в региональном парламенте.

Для оптимизации законодательного процесса предлагается уменьшить срок рассылки Государственной Думой в регионы проектов федеральных законов по предметам совместного ведения – до первого чтения продолжительностью 15 дней (сейчас 30 дней), срок на поправки также 15 дней (сейчас 30 дней).

В целях унификации законодательной процедуры вводится специальная статья о порядке внесения регионами законопроектов в Государственную Думу.
С учетом региональной практики перечень субъектов права законодательной инициативы в региональных парламентах дополняется прокурорами субъектов РФ.

Среди важных новелл, предлагаемых законопроектом, можно также выделить следующие.

Определяется статус финансового органа субъекта РФ, который является обязательным органом, и непосредственно устанавливается порядок назначения его руководителя с участием Минфина России.

Исключаются нормы, детально регулирующие бюджетный процесс. В этой части предусмотрена отсылка к Бюджетному кодексу.

Большое число проектируемых норм посвящено полномочиям субъектов РФ. Перечень собственных полномочий регионов по предметам совместного ведения пересмотрен и укрупнен - с целью исключения их избыточной детализации и некорректного истолкования на местах.

Скорректированы положения по собственности субъекта РФ, определены основы порядка учета его имущества.

Предусмотрена возможность дистанционного участия в заседаниях законодательного органа субъекта, дистанционного взаимодействия органов публичной власти.

Закреплено, что органы публичной власти региона обеспечивают доступ населения к информации о своей деятельности.

При доработке документа ко второму чтению будут также учтены позиции и предложения регионов, касающиеся правового статуса автономных округов, входящих в состав областей.

«Законопроектом убираются устаревшие положения и предлагается более понятная структура не только для должностных лиц, но и для граждан», - подчеркнул Павел Крашенинников.

Предусматривается, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 июня 2022 года.