Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Завальный: Перекрестное субсидирование в электроэнергетике – это ценовая дискриминация потребителей

Павел Завальный: Перекрестное субсидирование в электроэнергетике – это ценовая дискриминация потребителей
На круглом столе комитета Государственной Думы по энергетике перекрестное субсидирование в электроэнергетике признали «пудовой гирей на ногах», мешающей развитию отрасли, и констатировали необходимость комплексного подхода к решению этого сложнейшего вопроса. 

Круглый стол на тему: «Вопросы перекрестного субсидирования в электроэнергетике, его влияние на развитие отрасли и экономику страны, меры по его минимизации» прошел в Государственной Думе в пятницу, 25 мая.  

Открывая мероприятие, Председатель комитета по энергетике, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павел Завальный заявил: «Давайте называть вещи своими именами: перекрестное субсидирование в электроэнергетике – это ценовая дискриминация потребителей». 

Наиболее известный его вид – фиксированные тарифы на электроэнергию для населения - возникло в 90-х годах прошлого века. Кстати, в советское время тарифы для населения были, наоборот, выше, чем для промышленности. Так в 1982 г. соотношение тарифов для населения к тарифам для прочих потребителей было 3.51, сегодня -0.8, а по расчетам Высшей школы экономики экономически обоснованным является соотношение тарифов для населения к ценам для прочих потребителей 1.3. 

По словам депутата, сегодня, на фоне естественного роста электропотребления населения и, соответственно, снижения доли других потребителей, происходит ускоренный рост перекрестного субсидирования, что в свою очередь приводит к увеличению тарифов на услуги по передаче электроэнергии и формированию некорректных ценовых сигналов. «В итоге: рост тарифов для малого и среднего бизнеса, сельхозпроизводителей, бюджетной сферы в последние годы значительно превышает инфляцию и сегодня достигает значений более 6 рублей за квт/ч даже в центральной зоне России», - констатировал парламентарий. 

По мнению Завального, неуклонный рост перекрестного субсидирования вступает в противоречие с обозначенными в основных целеполагающих документах приоритетами развития электроэнергетики. Растущие объемы перекрестки противоречат магистральному пути развития энергетики, препятствуют повышению эффективности ее функционирования и, соответственно, стабилизации и снижению тарифов. 

Председатель комитета по энергетике сравнил «перекрестку» с пудовой гирей на ногах, которая не дает отрасли не то что взлететь, а просто нормально двигаться вперед, отрицательно сказываясь на развитии всей экономики страны. 

Также среди возможных мер по минимизации перекрестного субсидирования, на круглом столе прозвучали предложения:

  • рассмотреть возможность введения дифференциации тарифа на электроэнергию для населения по объемам электропотребления, в том числе с учетом сокращения диапазона применяемых понижающих коэффициентов при утверждении тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей; 
  • утвердить целевые ориентиры снижения размеров предельных объёмов перекрёстного субсидирования в электросетевом комплексе по годам с ежегодным темпом сокращения перекрёстного субсидирования в объёме не менее 15%. В качестве механизмов реализации этой задачи использовать: сокращение темпов индексации тарифов на услуги по передаче электроэнергии для категории потребителей «прочие» за счёт повышения эффективности сетевых компаний; пересмотр понижающих коэффициентов для отдельных потребителей, включая некоторые категории населения; ужесточение критериев для доступа к льготному технологическому присоединению к электрической сети; 
  • утвердить предельные сроки действия существующих механизмов перекрестного субсидирования (надбавок к цене мощности и пр.), а также исключить их расширение и появление новых видов перекрестного субсидирования на оптовом рынке. 
По мнению комитета по энергетике, эти меры могут дать положительный эффект, и будут включены в рекомендации комитета в адрес федеральных органов исполнительной власти. Но, прежде всего, необходимо провести анализ влияния перекрестного субсидирования на развитие электроэнергетики и экономики страны в целом, внедрить методологию учета объемов перекрёстного субсидирования в электроэнергетике, позволяющую обоснованно и прозрачно учесть все виды и размеры перекрёстного субсидирования в отрасли и регионах. Только после этого можно готовить предложения и мероприятия по снижению перекрестки до значений, позволяющих развивать конкурентные отношения в электроэнергетике с целью стабилизации и снижения тарифов в интересах экономики и граждан страны.